Рубрики
Регистрация
  • Регистрация
  • Вход

PostHeaderIcon Банковская система Швейцарии

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Следствием стремления швейцарских банков к повышению доходности внутренних операций может стать широкомасштабное сокращение штатов местных банков. По мнению Швейцарской ассоциации банкиров, в ближайшие годы банки страны могут потерять 20—25% рабочих мест.
Швейцарский национальный банк не подчиняется федеральному правительству, и поэтому законодательством страны не предусмотрено одобрение правительством действий ШНБ по ограничению притока иностранного капитала или выпуску облигаций на швейцарский рынок капитала. Однако сам ШНБ придерживается мнения в пользу свободного движения международного капитала и за последние 10 лет ни разу не применял подобных ограничений.
К началу 1998 года на швейцарском банковском рынке присутствовало 160 иностранных банков, из них 17 — германских (по сравнению с 13 в 1996 году). Расширение присутствия в Швейцарии германских банков объясняется тем, что, основывая в ней дочерние компании, германские банки получают прямой выход на международные рынки капитала и возможность географического распределения активов, ограничения рисков и увеличения прибыли.
Основной из причин, стимулирующих развитие германских банков в Швейцарии, являлось негативное отношение населения Германии к исчезновению марки. Проводимые опросы показывали, что в качестве «спасительной гавани» немцы обращались к доллару, швейцарскому франку и фунту стерлингов. Кроме того, в связи с образованием ЕЭВС Люксембург и Австрия теряют свою привлекательность для инвесторов, и деньги из этих финансовых центров в массовом порядке переводятся в Швейцарию. Привлекательность Швейцарии также подкрепляется её удачным территориальным расположением и наличием большого числа профессиональных специалистов по финансовому консультированию.
Оказываемые иностранными банками услуги аналогичны классическому спектру услуг частных швейцарских банковских домов и включают индивидуальное консультирование, целевое управление активами с учётом пожеланий клиента, торговлю ценными

бумагами на международных биржах, фидуциарные и трастовые операции, операции с валютой и драгметаллами, предоставление ломбардных кредитов, ведение счетов в любой конвертируемой иностранной валюте.
Отличительной чертой швейцарской банковской системы является строгий контроль над деятельностью банков и инвестиционных компаний. Контроль над банками имеет 3ступенчатую структуру и осуществляется Федеральной банковской комиссией, Национальным банком и Швейцарской банковской ассоциацией. Деятельность банков, её регулирование и контроль проходят в соответствии с федеральным законом о банках и сберегательных банках от 8 ноября 1934 года. Главное назначение закона — защита интересов клиента.
В целях упорядочения финансового законодательства страны и приведения его в соответствие с положениями в других западноевропейских странах в феврале 1995 года вступили в силу поправки к банковскому законодательству. В соответствии с ними кантональные банки, ранее не имевшие над собой надзорного органа на федеральном уровне, отныне могут подвергаться надзору со стороны Федеральной банковской комиссии. Также предусмотрено укрепление сотрудничества между местными и зарубежными органами надзора.
В Швейцарии после второй мировой войны не зарегистрировано ни одного случая банкротства банков. И в этом большую роль играет продуманная система банковского лицензирования. Банковская лицензия выдаётся Федеральной банковской комиссией только в том случае, если банк отвечает всем требованиям указанного закона. Исключения не допускаются. В случае, если обнаруживаются нарушения закона, выданная лицензия может быть немедленно отозвана. В настоящее время величина минимального оплаченного уставного капитала банка должна составлять 2 млн швейцарских франков, однако на практике для получения лицензии требуется сумма в 20 млн.
Швейцария традиционно считалась страной, в которой уважается и соблюдается банковская тайна. Закон о банковской тайне, принятый в 30х годах, первоначально преследовал цель сокрыть деньги, принадлежавшие противникам фашистских режимов. В дальнейшем строгое соблюдение банковской тайны, а также весьма либеральное законодательство страны, согласно которому уклонение от уплаты налогов не является уголовным преступлением и не отслеживается банками, привлекло в швейцарские банки 40% имеющихся в мире депозитов. Такое внеконкурентное положение швейцарских банков на фоне ужесточения в других странах борьбы с отмыванием денег вызвало недовольство США и других лидеров международного банковского рынка. В результате Швейцария оказалась под прессом обвинений в укрывании средств нацистов, разного рода диктаторов и прочих преступных элементов. В 1996 году крупнейшие швейцарские банки (Креди Свисс и Свисс Бэнк Корпорэйшн) были вынуждены оспаривать судебный иск, выдвинутый против них тысячами филиппинцев, требующих компенсации за преследования во время режима бывшего президента Филиппин Маркоса. Устав от подобных скандалов, швейцарские банки были вынуждены произвести изменения в подходе к клиентам, они захлопнули двери перед нежелательными лицами.
Ввиду большого наплыва капитала из стран Восточной Европы крупные швейцарские банки создали фильтрующую систему для контроля происхождения денег. Так, клиенты из республик бывшего СССР, желающие открыть счёт в банке Швейцарише Кредитанштальт, обязаны сделать это в Женеве или в Цюрихе, где для них созданы специализированные ячейки. Аналогичные методы применяются банками Швейцарише Банкферайн (пункты открытия счетов — Женева, Цюрих, Базель, Лугано, Берн) и Швейцарише Банкгезельшафт (Женева, Цюрих, Цуг).
Банки хранят молчание о требованиях, предъявляемых этим клиентам. Однако известно, что к ним применяются большая строгость и осторожность. По словам одного из сотрудников банка UBS, клиент должен лично явиться для открытия счёта. Чтобы ограничить риск, все операции на местах ведутся только с доверенным лицом клиента. Все передвижения капиталов на этих счетах систематически контролируются. При малейшем сомнении банк отказывается проводить ту или иную операцию.
Окончательно бастион банковской тайны рухнул с принятием парламентом страны в октябре 1997 года закона о борьбе с отмыванием денег в финансовом секторе. Закон вступил в силу с 1 апреля 1998 года и дополнил ряд статей Уголовного кодекса, устанавливая всеобъемлющий механизм регулирования деятельности финансовых посредников. К последним относятся банки, управляющие фондами, страховые компании и дилеры по ценным бумагам, а также любые лица, которые в силу своей профессиональной деятельности принимают во владение или на хранение активы других лиц или оказывают помощь при их инвестировании или переводе. Закон не распространяется на Швейцарский национальный банк, а также на освобождённые от налогообложения пенсионные фонды и лиц, оказывающих им услуги.
Теперь в начале сделки финансовый посредник с помощью соответствующих документов должен идентифицировать личность контрагента и владельцапользователя, повторив процедуру в случае возникновения какихлибо сомнений. Он должен выяснить экономические предпосылки совершения сделки, если она представляется необычной или есть основания подозревать в приобретении активов преступным путём или их контроле криминальной организацией. Финансовые посредники должны хранить информацию о сделках в течение 10 лет после их заключения.
Новый закон обязывает (прежний только предоставлял право) финансового посредника информировать специально созданное подразделение о подозрительных или контролируемых преступной организацией активах. Исключение распространяется на адвокатов и нотариусов, обязанных соблюдать профессиональную тайну. При возникновении сомнений посредник должен немедленно заблокировать активы до получения указаний от компетентных органов на срок не более пяти рабочих дней со дня уведомления. Он не должен сообщать об этом ни заинтересованным, ни третьим лицам. Посредник не несет ответственности за нарушение служебной, профессиональной или коммерческой тайны или контракта, если при определённых обстоятельствах проявит должную внимательность. Неуведомление карается штрафом до 200000 шв. фр.
Правительство Швейцарии выступало против принятия этого закона, так как, по его мнению, обязанность сообщать о подозрительных операциях относится к международным стандартам в области борьбы с отмыванием денег и отказ от этой нормы мог бы повредить авторитету Швейцарии как мирового финансового центра. Кроме того, Швейцарский национальный банк опасался, что обязательное сообщение обо всех подозрительных операциях приведёт к тому, что полиция будет погребена под потоком поступающей от банков информации. Следствием этого стало бы снижение эффективности банковских операций.

Похожие статьи:

  1. Банковская система Монголии
  2. Банковская система Румынии
  3. Банковская система Литвы
  4. Банковская система Греции
  5. Банковская система Болгарии

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.

Реклама
Rambler's Top100