Рубрики
Регистрация
  • Регистрация
  • Вход

PostHeaderIcon Банковская система Швейцарии

Страницы: 1 2 3 4 5 6

По мнению руководства ШНБ, независимым центральным банкам легче бороться за стабильность цен и предупреждать их повышение. Свою точку зрения ШНБ подтверждает следующими доводами. Если центральный банк находится под контролем государства, оно охотно использует его, чтобы «безболезненно» финансировать свои расходы. ЦБ вынужден поддерживать низкие процентные ставки, позволяющие государству получать кредиты на выгодных условиях. В действительности же безболезненного финансирования госрасходов не существует. Проводя политику низких ставок, центральный банк открывает валютные шлюзы, стимулирует рост цен и снижает покупательную способность. Кроме того, не обладающие независимостью центральные банки рискуют сконцентрировать свою денежнокредитную политику на краткосрочной перспективе. Их постоянно побуждают сниматься текущими проблемами. Но денежнокредитная политика влияет на экономический рост и динамику цен лишь по прошествии значительного времени. Поэтому центральные банки должны хорошо видеть долгосрочную перспективу и своевременно реагировать на угрозу роста цен.
ШНБ, будучи в значительной степени независимым, видит свою задачу в поддержании стабильности цен и весьма успешно с ней справляется, используя для этого весь арсенал приёмов и методов. В частности, адекватная оценка экономической ситуации достигается банком посредством тесных контактов с представителями научных, деловых и политических кругов, а также государственных ведомств. Дополнительным инструментом являются собственные аналитические исследования банка.
Независимость ШНБ проявляется и в самостоятельном (Банковским советом) утверждении собственной сметы расходов и объёмов капитальных вложений. Но годовой отчёт банка направляется Федеральному совету на утверждение до его публикации и представления общему собранию акционеров.
Аудит годового отчёта и баланса банка, а также всех аспектов деятельности ШНБ в любое время осуществляется независимым комитетом аудиторов. Комитет состоит из трёх постоянных и нескольких непостоянных членов, ежегодно избираемых общим собранием акционеров. После проверки годовой отчётности комитет представляет свои заключения в письменном виде общему собранию, а также информирует о результатах анализа Федеральное собрание.
Швейцария традиционно воспринимается как страна производства лучших в мире часов и самое надёжное в мире место хранения денег. На каждые 1,5 тыс. жителей приходится одно банковское учреждение или филиал.
Банковская система страны может быть условно разделена на три основные части:
1. Общефедеральные банки. Это крупнейшие банки страны: «Швайцерише Банкгезельшафт» (Schweizerische Bankgesellschaft, Union Bank of Switzerland), «Швайцерише Банкферайн» (Schweizerische Bankverein, Swiss Bank Corporation), «Швайцерише Кредитанштальт» (Schweizerische Kreditanstalt, Swiss Credit Bank). Эти универсальные банки, лидеры швейцарского банковского сектора, пользуются влиянием, не сопоставимым с размерами страны.

2. Кантональные, региональные банки, сберкассы. В основном
работают с местными вкладчиками в своих регионах, специали
зируются на традиционных банковских операциях — расчётных
операциях и кредитовании.
29 кантональных банков (Kantonalbanken) имеют такое название по их принадлежности определённому кантону. Все они являются государственными: государство отвечает по их обязательствам, а управление осуществляется с участием местных органов управления. Первоначально они занимались только приёмом вкладов и ипотечным кредитованием, но в настоящее время имеют, по существу, универсальный характер. То же относится к сберкассам и региональным банкам (Sparkassen und Regionalbanken), весьма многочисленной и гетерогенной группе. Часть этих институтов принадлежит государству, а часть организована в форме товариществ. Но вне зависимости от формы собственности целевой их рынок носит локальный характер. Самой многочисленной (более 1000) является группа ссудных касс (Darlehenskassen), организованных по немецкой системе Райффайзена и поэтому называемых также райффайзеновскими. Кредиты эти кассы выдают только своим членам.
3. Частные банки, занимающиеся, прежде всего, управлением инвестиционными портфелями. Число частных банкиров незначительное, но они, не стремясь обслуживать широкую клиентуру, специализируются на управлении имуществом состоятельных частных клиентов и организаций, оказывают индивидуальные услуги.
С середины 80х годов в Швейцарии идёт процесс слияния банков, который затем получил ускорение в связи с модернизацией банковских операций и накоплением в региональных и кантональных банках крупных сумм просроченных ипотечных кредитов. В начале 90х годов последовал подъём, не достигший, однако, прогнозированного уровня изза подорожания шв. франка по отношению к доллару более чем на 10%.
С 1983го по 1993 год в Швейцарии появилось 209 новых банков и одновременно закрылось 270 банковских учреждений, включая поглощённые банки. За 1992—1994 годы исчезло 50 региональных банков — все они, за исключением одного, оказались поглощёнными другими банками или слились с ними. Уменьшение количества банков объясняется прежде всего спадом в экономике и высокими процентными ставками в 1990—1992 годах. Являясь активными участниками рынка ипотечного кредита, региональные банки не смогли компенсировать понесённые в этой области убытки и* других источников. Но с 1991 года, после ликвидации мелкого регионального банка Sparund Leinkasse Thun, тройка местных ведущих банков обязалась поглощать любой региональный банк, который столкнётся с трудностями. Это привело к тому, что банк Креди Свисс приобрёл уже 7 банков, Свисс Бэнк Корпорэйшн — 13 и Юнион Бэнк оф Свитцерлэнд — 9 банков. По величине своих активов (от нескольких миллионов до нескольких миллиардов шв. франков) приобретённые банки не считаются крупными. Исключение составляют только Свисс Фолькс банк и Нейе Ааргенауэр Банк, купленные Креди Свисс. Слияния позволили большой тройке сократить административные и накладные расходы.
Крупным событием явилось также приобретение Свисс Бэнк Корпорэйшн контрольного пакета акций кантонального банка Солотурнер. В 1994 году правительство кантона, где находится этот банк, постановило приватизировать его, и в декабре того же года в результате референдума жители кантона согласились с этим решением. Приватизировать кантональные банки без изменения их статуса собираются и в других кантонах, и начало этому положено, но высказываются различные мнения на этот счёт. Одни считают, что к 2005 году Швейцария почти полностью останется без кантональных банков и сельских кредитных кооперативов и на их основе будут созданы 4—5 крупных региональных банков. Другие полагают, что в Швейцарии всегда будет много больших надёжных региональных банков, сельских кредитных кооперативов и кантональных банков, но, возможно, в иной правовой форме.

Похожие статьи:

  1. Банковская система Монголии
  2. Банковская система Румынии
  3. Банковская система Литвы
  4. Банковская система Греции
  5. Банковская система Болгарии

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.

Реклама
Rambler's Top100