Рубрики
Регистрация
  • Регистрация
  • Вход

PostHeaderIcon Банковская система Швейцарии

Страницы: 1 2 3 4 5 6

С 1975 года ШНБ определяет цели своей денежнокредитной политики путём ежегодного таргетирования объёма денежной массы. На основе внутренних консультаций Совет директоров в ноябре утверждает ориентиры, которые публикуются в декабре. В конце 80х годов ШНБ пришел к выводу, что таргетирование объёма денежной массы трудно поддаётся контролю и недостаточно соотносится с конечными целями денежнокредитной политики. В результате Банк публикует теперь ориентир и заявление, которое объясняет прогноз, лежащий в основе ориентира, и перечисляет условия, могущие вынудить банк изменить намеченный курс. В квартальных отчётах Совета директоров содержится обзор общего направления денежнокредитной политики, но такие обзоры могут появляться и чаще, в зависимости от обстоятельств. Еженедельно Совет директоров собирается для оценки положения в денежнокредитной сфере и принятия решений, необходимых для претворения намеченного курса.
ШНБ осуществляет управление денежной массой в основном через валютные свопы. С чисто технической точки зрения золотой запас больше не используется. Вместе с тем Швейцарский национальный банк располагает значительными золотовалютными резервами. В августе 1996 года они составляли 49 млрд швейцарских франков, из которых 11,9 млрд приходилось на золото и 37,6 млрд — на валюту. В действительности эти резервы ещё выше, поскольку в балансе ШНБ золото учитывается по цене около 4600 фр. за килограмм, в то время как на свободном рынке его стоимость более чем в 3 раза выше (около 14000 фр. за кг).
Такие значительные золотовалютные резервы не используются максимально эффективно. Это связано с законодательным ограничением на приобретение долгосрочных высоколиквидных долговых обязательств иностранных заемщиков, международных организаций и инобанков. Кроме того, ШНБ не обладает правом осуществлять операции с производными финансовыми инструментами (опционами, фьючерсами, соглашениями о будущей процентной ставке) и операции РЕПО с ценными бумагами. Такие ограничения сокращают доходы на 400 млн шв. фр. в год. ШНБ выступил с предложением об отмене сдерживающих норм законодательства, которое, учитывая заинтересованность федерации и кантонов в увеличении отчислений из прибыли ШНБ, вероятно, будет принято.
В 1997 году ШНБ объявил о намерении сделать золотой взнос в Швейцарский фонд солидарности на сумму 7 млрд фр. Это решение вызвано стремлением смягчить критику в адрес страны в связи с её тесными деловыми отношениями с нацистской Германией во время второй мировой войны. Через ШНБ проходила львиная доля золота, продаваемого Германией для финансирования войны. Представители ШНБ рассматривали эти операции как чисто технические, не усматривая в них дискредитацию контрольного статуса Швейцарии. В 1946 году Швейцария выплатила союзникам 250 млн шв. фр., в том числе ШНБ — 100 млн, в погашение требований, связанных с золотом нацистов в Швейцарии. Сейчас ШНБ не располагает золотыми слитками с маркировкой третьего рейха. Большая часть вывезенного из Германии золота была продана центробанкам третьих стран во время или сразу после второй мировой войны, остальное пошло на чеканку золотых монет, использовавшихся после войны для приобретения на открытом рынке швейцарских франков с целью укрепления курса национальной валюты.
ШНБ — единственный из ведущих центральных банков мира, который обеспечивает денежную эмиссию золотом. Поэтому закреплённые в швейцарской Конституции положения о частичном золотом покрытии банкнот и официальном золотом паритете, равно как и соответствующие статьи Закона о национальном банке, могут быть отменены без всякого ущерба. Однако психологическое значение золотого запаса как символа стабильности национальной валюты продолжает сохраняться. Поэтому окончательный отрыв шв. франка от золота должен сопровождаться рядом мер по повышению доверия к денежнокредитной политике, прежде всего по законодательному закреплению независимости ШНБ по примеру германского Бундесбанка, хотя и сейчас ШНБ фактически не подчиняется федеральному правительству. Однако Национальный банк и федеральное правительство постоянно и на всех уровнях согласовывают свою политику. Совет директоров регулярно встречается с членами кабинета, ответственными за экономическую политику. Накануне ежегодного объявления ориентира денежной массы происходит встреча правления с кабинетом в полном составе. Руководящие работники банка поддерживают постоянные контакты с коллегами из Министерства финансов.
В Законе о Национальном банке нет упоминания о предоставлении кредитов ЦБ федеральному и кантональным правительствам. Таким образом, теоретически возможно нелимитированное кредитование Центробанком правительства путём покупки государственных облигаций или предоставления ломбардного кредита под обеспечение в виде государственных облигаций. На практике государственные займы у ЦБ оказывают небольшое влияние на денежную массу, поскольку ЦБ и правительство считают, что денежнокредитная политика должна быть изолирована от управления долгом.
С 1991 года ШНБ ежегодно отчислял государству 600 млн франков, из которых две трети шло кантонам и одна треть — федерации. В 1996 году парламент страны принял решение об увеличении отчислений чистой прибыли ШНБ. Размер отчисляемой прибыли составляет около 30%, что по сравнению с другими, близкими по уровню развития странами, немного. Для сравнения: Национальный банк Австрии отчисляет 75% прибыли, Бельгии — 90%, Нидерландов — 95%, Швеции — 80%.

Похожие статьи:

  1. Банковская система Монголии
  2. Банковская система Румынии
  3. Банковская система Литвы
  4. Банковская система Греции
  5. Банковская система Болгарии

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.

Реклама
Rambler's Top100