Банковская система Индии

В 1992 году правительство Индии приняло программу реструктуризации 13 государственных банков, совокупные убытки которых составляли более 1 млрд долл. при суммарном их капитале чуть более 1,5 млрд долл. Причина столь бедственного положения восходит к национализации 14 крупнейших банков страны в 1969 году в целях улучшения финансирования приоритетных отраслей экономики. Вскоре Министерство финансов стало контролировать кредитование, открытие отделений, кадровую политику.
Половина всех новых отделений должна была находиться в деревнях и мелких городах независимо от рентабельности, 40% всех кредитов должны были направляться в приоритетные области Индии— сельское хозяйство, мелкий бизнес и жилищное строительство и 10% — на финансирование экспорта. Лишь 20% привлечённых депозитов банки могли использовать по своему усмотрению, остальные средства шли на кредитование приоритетных отраслей и в фонды центрального банка для поддержания коэффициента ликвидности и нормы кассовых резервов. Окончательный удар по рентабельности банков был нанесён с помощью зарегулирован-ности структуры процентных ставок и чрезмерных ограничений их деятельности:
• запрет на открытие филиалов за границей без разрешения ЦБ;
• запрет на инвестиции в недвижимость;
• разрешение использовать на приобретение акций лишь 5% дополнительных депозитов и только на первичных торгах;
• запрет на совершение операций на вторичном рынке цен-ных бумаг.
Единственным положительным моментом национализации банков стало приобщение широких масс к банковским услугам. Было создано 35 тыс. новых отделений в сельской местности, кредит стал доступен для миллионов заёмщиков, а в банковской структуре было создано свыше миллиона рабочих мест. Сейчас в стране насчитывается 63 тыс. банковских отделений, одно на каждые 15 тыс. чел.
Начатая в 1991 году экономическая реформа в Индии дала особенно заметные результаты в банковской сфере. Этому способствовала постановка в центр внимания правительства вопросов сокращения бюджетного дефицита, развития сельского хозяйства и привлечения иностранных инвестиций. Это находит поддержку со стороны Резервного банка Индии (РБИ). Вместе с тем внутри-годовой дефицит бюджета остаётся значительным и Центробанк продолжает покрывать его автоматической эмиссией ценных бумаг.
С начала 90-х годов правительство последовательно снижало резервные отчисления ЦБ и требования по поддержанию ликвидности, разрабатывало новые нормативы для классификации недействующих кредитов и резервирования для их покрытия, ужесточало требования к отчётности. В октябре 1994 года РБИ предпринял первые шаги в дерегулировании процентных ставок. С 1996 года Центробанк устанавливает только одну ставку по активам и пассивам баланса комбанков, в выборе остальных ставок комбанки действуют самостоятельно.
Благодаря проведённым реформам положение банков, особенно государственных, значительно улучшилось. К началу реформы недействующие кредиты индийских банков составляли в среднем по отрасли 30%. В 1996 году госбанки вынуждены были зарезервировать на их покрытие 1,5 млрд долл. и в 1994 году — 2 млрд. В результате их убытки соответственно составили — 1,2 млрд и 1,6 млрд долл. К 1996 году недействующие активы в целом по отрасли сократились до 16%. Согласно планам РБИ этот показатель должен постепенно снизиться до 5%. Для сравнения: в США недей-ствующие активы составляют 0,72% совокупных активов 50 ведущих банков страны.
Госбанки занимают доминирующие позиции в банковском секторе Индии. В 1992 году они контролировали 90% рынка кредитов и вкладов. К 1997 году их доля сократилась соответственно до 80 и 84%. Индийское правительство не допускало банкротства государственных банков. Начиная с 1992 года оно выпускало так называемые рекапитализационные облигации, с помощью которых банкам, по существу, предоставлялся новый капитал в обмен на безнадёжные кредиты, которые взяло на себя государство. Го-сударственная помощь помогла большинству банков выйти из разряда убыточных, а наиболее амбициозные из них смогли даже вернуть государству предоставленный капитал и выпустить акции для публичного предложения. Спрос на банковские акции превзошёл предложение, с большим успехом прошло первое международное размещение акций, предпринятое самым крупным госбанком State Bank of India.
С 1994 года правительство Индии затратило на рекапитализацию госбанков более 3,5 млрд долларов США. К 1996 году этот этап санации госбанков был практически завершён, рекапитализация их за счёт бюджета была постепенно отменена, и госбанки должны стали всё больше полагаться на свои силы. Теперь РБИ побуждает их к увеличению объёмов привлечённых средств и кредитования, снижению издержек и внедрению новых технологий. Банки начинают широко пользоваться консультационными услугами западных фирм.
Но пока индийским госбанкам не удалось полностью изба-виться от тяжёлого наследия прошлого. Банки продолжают расплачиваться за безнадёжные кредиты, которые выдавались целевым назначением по указанию правительства или являлись своего рода платой за политические услуги. В 1995/96 финансовом году 8 из 27 государственных банков Индии понесли убытки в размере
25,92 млрд рупий, что значительно превысило прибыль остальных 19 банков в размере 22,18 млрд рупий. 7 банков не смогли обеспечить 8-процентную норму достаточности капитала, установленную Банком международных расчётов. В результате Резервный банк Индии был вынужден в очередной раз отложить введение обязательной нормы достаточности капитала. В 1997 году число банков, не выполняющих её, сократилось до 2, но решение о введении нормы как обязательной было вновь отложено.

Related posts:

  1. Банковская система Болгарии
  2. Банковская система Египет
  3. Банковская система Румынии
  4. Банковская система Вьетнама
  5. Банковская система Новой Зеландии

Pages: 1 2

Добавить комментарий