Рубрики

PostHeaderIcon Банковская система Кубы

Страниц: 1 2

В отличие от банковских систем, рассмотренных в предыдущих главах, банковские системы, описанные в третьей главе, принадлежат странам, имеющим более слабый уровень экономического развития, менее высокие средние доходы населения, множество проблем, связанных с переходом от административно-командной системы управления экономикой к ориентированной на свободные рыночные отношения. Современное состояние банковских систем стран постсоциалистического периода существенно различается. Оно складывалось под воздействием различных политико-экономических факторов. Но несмотря на всю внешнюю несхожесть местных условий, в основе развития банковских систем лежат единые закономерности, общие причинно-следственные связи, среди которых отметим следующие:
• Страны с более высоким изначальным уровнем экономического развития имели больше простора для маневрирования между необходимостью проведения жёсткой денежно-кредитной политики и потребностью поддерживать в переходный период государственный сектор экономики и стратегически важные отрасли производства. Они также имели больше возможностей сгладить допускаемые ошибки в управлении финансово-кредитной сферой и экономикой в целом без возникновения опасной социальной напряжённости и угрозы смены политического курса.
• Почти все рассмотренные страны стремятся повысить конкурентоспособность отечественных банков и осторожно подходят к вопросу открытия внутреннего рынка для банков-нерезидентов. Но и сами иностранные финансово-кредитные институты осторожно подходят к вопросу расширения своего присутствия в таких недостаточно ещё стабильных, по западным меркам, странах, какими являются бывшие страны социалистического блока.
• Масштабное проникновение на местные банковские рынки, как правило, происходило после системных банковских кризисов, когда правительства стран-реципиентов вынужденно шли на снятие ограничений на деятельность иностранных банков и выставляли на продажу требующие санации, но более привлекательные с точки зрения инвестирования средств крупные государственные или коммерческие банки.
• Молодые государства, в которых правительства последовательно принимали решительные и порой непопулярные меры в области денежно-кредитной политики по реформированию банковского сектора, не дожидаясь повторения кризиса, быстро достигли определенной стабилизации финансовой сферы.
• Практически все рассмотренные страны прошли этап системного банковского кризиса или ещё находятся в этом состоянии. Общими причинами возникновения нестабильности в финансово-кредитной сфере являются: несбалансированная бюджетная политика правительств, доминирование в банковском секторе государственных банков, неудовлетворительный кредитный портфель государственных банков, финансировавших неэффективный государственный сектор экономики, низкий уровень ме-неджмента, слабая система банковского надзора и другие.
• Привлечение на местные рынки хотя бы в ограниченных масштабах иностранных банков стимулирует конкуренцию, привносит современные банковские технологии и расширяет применение западных норм финансового анализа и управления. Несмотря на несомненную полезность такой интеграции, следует отметить, что более высокая надежность западных банков по сравнению с местными и более высокая культура обслуживания позволяют иностранным финансовым учреждениям занимать самые привлекательные сегменты рынка клиентуры.
• Наиболее эффективным в плане совершенствования процесса управления национальной банковской системой видится опыт Словакии, осуществлявшей масштабное привлечение к управлению банками иностранных специалистов-консультантов. В результате в стране образовался слой национальных кадров, а банки изначально строили свою работу на базе западных стандартов, часто при более жестких, чем в странах Западной Европы, требованиях со стороны центрального банка к минимальному уровню надежности.

• В странах, ищущих интеграции с более сильными соседями, под влиянием международных финансовых организаций проводится жесткая денежно-кредитная политика, а уровень независимости центрального банка часто даже выше, чем в некоторых западноевропейских странах с более развитой банковской системой.
• Путь приоритетного развития конкретного сектора экономики в ущерб сбалансированности финансовой сферы, выбранный в ряде развивающихся стран, оправдан лишь до определенного этапа и при условии постепенной, медленной делиберализа-ции денежно-кредитной политики. В ином случае накопленный негативный потенциал в финансовой сфере в конце концов обрушивается и на конкретный сектор экономики. Мягкая денежно-кредитная политика требует более тонких расчетов, так как создавая лучшие возможности для развития экономики, она в то же время заставляет государство балансировать на наклонной плоскости у обрыва в финансовую пропасть неуправляемой инфляции. Еще одним требованием для временного отказа от жесткой денежно-кредитной политики является большой экономический потенциал, который бы противопоставил дополнительной инфляции сопоставимый прирост ВВП.

Похожие статьи:

  1. Банковская система Литвы
  2. Банковская система Греции
  3. Банковская система Индонезии
  4. Банковская система в Европе
  5. Банковская система Монголии

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.

Реклама
Спасибо

+ Деньги не пахнут

Новости финансов, банковские системы, инфляция, деньги и их суть.

добавить на Яндекс
Rambler's Top100