Рубрики

PostHeaderIcon Банковская система Германии

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

До 70х годов XIX века Германия не имела единой денежной и кредитной системы. В то время в стране существовало 7 различных монетарных систем, которые, за исключением бременской (золотой талер), основывались на серебряном монометаллизме (в Северной Германии господствовал серебряный талер, а в Южной — серебряный гульден). Золотые монеты — фридрихсдоры, луидоры, пистоли и дукаты — обращались с переменным курсом по отношению к серебру. Все это дополнялось бумажными деньгами 21 немецкого государства и банкнотами 33 эмиссионных банков. На денежном рынке доминирующее положение занимали частные банкиры. В результате политического объединения Германии к началу 70х годов XIX века в основном сложилась единая денежная и кредитная система. Германия, первая из стран европейского континента, перешла к золотому монометаллизму, в основу которого легла золотая марка.
14 марта 1875 года был создан центральный эмиссионный банк — Рейхсбанк как совершенно обособленное от имперского фиска юридическое лицо с заданием регулировать в империи денежное обращение, облегчать выравнивание платежей и заботиться о целесообразном использовании свободных капиталов. Рейхсбанк был организован на основе Прусского банка, берущего начало от Королевского жиробанка, созданного в 1765 году, и сразу же приобрел монопольное положение. Правда, наряду с Рейхсбанком функционировали еще 32 частных эмиссионных банка, но уже к 1 апреля 1875 года 14 из них должны были отказаться от эмиссионного права. После первой мировой войны действовали уже только 4 частных эмиссионных банка, роль которых была весьма незначительна, а с 1935 года эти банки потеряли право эмиссии банкнот.
Руководство Рейхсбанком с небольшими изменениями осуществлялось до 1924 года рейхсканцлером, президентом Рейхсбанка и правлением. Канцлер был также председателем кураториума (наблюдательного органа), члены которого назначались частично кайзером, а частично бундесратом. В 1924 году был принят новый банковский закон, согласно которому Рейхсбанк был объявлен независимым от германского правительства. При Рейхсбанке был создан Генеральный совет, состоявший наполовину из иностранных представителей, а также была учреждена должность комиссара по наблюдению за эмиссией банкнот.
В 1933 году Генеральный совет был упразднен, а право назначать президента и членов правления перешло к фюреру и рейхсканцлеру. Закон о кредитной системе (от 5 декабря 1934 года) предоставил Рейхсбанку исключительные права по отношению ко всей кредитной системе. Рейсхбанк осуществлял правительственный надзор над частными кредитными учреждениями, он являлся монопольным расчетным центром других банков и сберкасс, которые были обязаны держать у него на текущем счете свои кассовые резервы. На Рейхсбанк была возложена задача мобилизации всех финансовых ресурсов для подготовки войны. В 1939 году был издан специальный закон о Рейхсбанке, полностью подчинивший его фюреру и рейхсканцлеру.
После окончания второй мировой войны формирование структуры Бундесбанка (центрального банка Германии) происходило под влиянием разделения государства на оккупационные зоны. В результате отсутствия единого мнения оккупационных властей о структуре центрального банка его создание не носило согласованного характера.
В 1946—1947 годах в американской и французской зонах появились первые Центральные банки земель, основанные на принципах функционирования Федеральной резервной системы США (ФРС). В 1948 году были учреждены четыре Центральных банка земель в британской зоне. Капиталы образованных банков земель состояли из взносов коммерческих и прочих банков.
Однако несогласованность действий земельных банков препятствовала проведению эффективной денежнокредитной политики. Осознание этого факта привело к образованию в марте 1948 года

Банка немецких земель (БНЗ), дочернего банка юридически самостоятельных Центральных банков земель. БНЗ обеспечивал проведение единой политики Центральными банками земель, выполнял операции только с государственными учреждениями и коммерческими банками, занимался учетными и ломбардными операциями, операциями на открытом рынке, устанавливал нормы обязательных резервов для коммерческих банков, осуществлял эмиссионные операции. БНЗ не имел филиалов и для непосредственной связи с другими кредитными учреждениями использовал Центральные банки земель. Высшим органом БНЗ был Центральный банковский совет, в состав которого входили: президент совета, президент дирекции, а также президенты Центральных банков земель. Министры финансов и хозяйства являлись постоянными представителями правительства на заседаниях Центрального банковского совета с правом совещательного голоса.
Фактически двухступенчатая система центрального банка (Банк немецких земель и Центральные банки земель) была переходной формой организационной структуры центрального банка Германии. В статье 88 Конституции ФРГ, вступившей в действие в 1949 году, предусматривалась необходимость создания единого центрального банка, деятельность которого регулировалась бы нормами западногерманского законодательства, а не оккупационных властей. Полностью реализовать эту статью Конституции удалось только в 1957 году, когда был принят специальный закон о Федеральном немецком банке (Бундесбанке). В результате двухступенчатая система центрального банка была упразднена путем слияния Центральных банков с Банком немецких земель. Центральные банки земель утратили юридическую самостоятельность и были преобразованы в головные конторы Бундесбанка в землях; при этом наименование Центральных банков земель было сохранено. Вместе с тем следует отметить, что созданию Бундесбанка предшествовали начиная с 1952 года многочисленные дебаты между сторонниками централизованной и децентрализованной эмиссионной системы. Поэтому в законе 1957 года принцип децентрализации не был ликвидирован полностью — земельные головные конторы сохранили некоторую организационную самостоятельность.
Основной задачей деятельности Бундесбанка является регулирование денежной массы в обращении и кредитование экономики с целью сохранения стабильности национальной валюты. Он осуществляет единую денежнокредитную политику.
Руководящими органами Бундесбанка являются: Центральный банковский совет и Совет директоров. Центральный банковский совет, высший орган Бундесбанка, возглавляется президентом Бундесбанка. Кроме него в Совет входят: вицепрезидент Бундесбанка (заместитель председателя Совета), 9 президентов ландесцентральбанков (Центральных банков земель) и другие члены Совета.
Решения на Центральном банковском совете, собираемом раз в две недели, принимаются простым большинством. Совет издает директивы, касающиеся руководства и управления банком, разграничивает области компетенции других органов банка, если это не предписано самим Законом о Федеральном банке. До 1999 года (времени передачи функций Европейскому центральному банку) Совет определял денежнокредитную и валютную политику Бундесбанка.
Совет директоров Бундесбанка является исполнительным органом банка и отвечает за выполнение решений Центрального банковского совета. Директорат также отвечает за операции с банками в Германии, валютные операции и операции на открытом рынке. В состав Совета директоров входят президент Бундесбанка, вицепрезидент и другие члены (до 6 человек). Председателем Совета директоров, как и Центрального банковского совета, является президент Бундесбанка. Президент, вицепрезидент Бундесбанка и другие члены Совета директоров назначаются на срок 8 лет президентом Германии по предложению правительства и по представлению Центрального банковского совета. Центральный банковский совет придаёт особое значение положению Закона о Бундесбанке, гласящему, что члены обоих руководящих органов должны обладать «специальной профессиональной квалификацией». Но в данном случае мнение ЦБС считается чисто рекомендательным, поскольку Совет не может воспрепятствовать назначению кандидата. В исключительных случаях срок полномочий может быть сокращен, но не менее чем до 2 лет. Члены Совета директоров по закону не могут быть отозваны до истечения срока их полномочий, что обеспечивает личную независимость и защищенность высшего руководства Бундесбанка. Члены Совета директоров, как правило, назначаются и на последующий срок, пока не достигнут 68 лет, когда они уходят в отставку.
До 1992 года в Германии функционировало 11 ландесцентральбанков. Но с 1 ноября 1992 года в соответствии с изменениями, внесенными в Закон о Бундесбанке, организационная структура Немецкого федерального банка была изменена с учетом государственного устройства объединенной Германии. Количество ландесцентральбанков снизилось до 9. Из них 5 имеют полномочия, распространяющиеся на 2—3 федеральные земли.
Ландесцентральбанки отвечают за операции с местными органами власти и банками. Они возглавляются президентами. В правление входят, кроме президента, вицепрезидент и, возможно, еще один член. Назначение президентов ландесцентральбанков производится Президентом Германии по представлению Федерального Совета (Бундесрата, верхней палаты парламента, выражающего интересы федеральных земель). Президенты ландесцентральбанков назначаются сроком на 8 лет с правом повторного назначения.
При ландесцентральбанках созданы советы, состоящие из представителей банковской системы страны, различных отраслей экономики и лиц, работающих по найму. Задачей каждого Совета является обсуждение с президентом Центрального банка земли и с правлением вопросов денежнокредитной политики и конкретных мер по ее реализации в федеральных землях. Советы выполняют функции совещательного органа, с помощью которого Бундесбанк поддерживает в федеральных землях постоянный контакт с банковскими учреждениями и кредитополучателями. Членов советов назначает президент Бундесбанка по предложению соответствующих правительств земель.
Ландесцентральбанки имеют филиалы в крупных городах, которые контролируют соблюдение минимальных резервных требований кредитными учреждениями, расположенными на подведомственной им территории, а также осуществление безналичных расчетов. По причине постоянного снижения спроса на услуги эмиссионного банка Бундесбанк последовательно сокращает количество филиалов ландесцентральбанков: со 190 в 1992 году до 182 в 1994 году, до 177 в 1995 году и до 128 в 1997 году.
Законодательство Германии предоставляет Бундесбанку высокую степень независимости в процессе выполнения им своих основных задач. В частности, до 1999 года Закон о Бундесбанке предусматривал поддержку Бундесбанком общего курса экономической политики федерального правительства, однако только в той мере, в какой эта поддержка не противоречила основной цели сохранения стабильности национальной валюты. В дальнейшем предусмотрено сотрудничество и взаимные консультации между федеральным правительством и Бундесбанком: Бундесбанк должен давать советы правительству по основным вопросам денежнокредитной политики и предоставлять по просьбе правительства необходимую информацию. Федеральное правительство, в свою очередь, обязано приглашать президента и вицепрезидента Бундесбанка на все свои заседания, где обсуждаются вопросы, затрагивающие денежнокредитную политику (например, финансирование федерального бюджета). С другой стороны, министры или их представители имеют право присутствовать на заседаниях Центрального банковского совета. Они могут вносить предложения, но не имеют права голоса. Однако они могут задержать на две недели исполнение любого решения Совета. Но на практике правительство никогда официально не использовало свое право.
Высокая степень независимости Бундесбанка характеризуется и предоставленным ему правом устанавливать свои расходы самостоятельно, без надзора со стороны федерального правительства. Бюджет Бундесбанка подлежит контролю со стороны Федеральной счетной палаты.

Похожие статьи:

  1. Банковская система Монголии
  2. Банковская система Боснии и Герцеговины, Хорватии, Словении
  3. Бундесбанк может повысить прогноз роста ВВП Германии на 2011 год
  4. Банковская система Литвы
  5. Банковская система Эстонии

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.

Реклама
Rambler's Top100