Рубрики

PostHeaderIcon Банковская система Чехии, Словакии

Страниц: 1 2 3 4

Чехия, как и другие бывшие государства социалистического блока, осуществляет переход от административной к рыночной экономике. При этом большое внимание уделяется приватизации государственной банковской системы. До 1990 года банковское обслуживание клиентов осуществляли Государственный банк и четыре спецбанка (инвестиционный, торговый, промысловый и сберегательные кассы). Капитал и активы этих банков полностью принадлежали ЧСФР. Как и во многих других странах, названные спецбанки предоставляли некоммерческие кредиты на льготных условиях. Доля таких необоснованных с финансовой точки зрения кредитов составляла до 30% от общей суммы.
Новая двухуровневая банковская система, состоящая из рального банка и коммерческих банков, начала формироваться еще в бывшей ЧСФР в начале 1990 года. В дальнейшем реформирование банковской системы происходило в условиях более благоприятных, нежели, например, в России; не возникало значительных сложностей, связанных с дефицитом госбюджета, опустошением товарного рынка, высокими темпами инфляции и необходимостью обслуживать внутренний и внешний долг.
В 1993 году при разделении ЧСФР на два самостоятельных государства (Чешскую и Словацкую республики) все федеральное имущество, которое было признано совместным, включая и имущество ряда банков, было разделено на три части, две из которых отошли Чехии, а одна — Словакии. Раздел произошел мирно и практически не отразился на стабильности финансовой ситуации — на протяжении 1991—1995 годов валютный курс сохранялся на уровне 27—28 крон за доллар США.
С 1 октября 1995 года конвертируемость чешской кроны значительно расширилась: были сняты ограничения с международных расчетов и движения капитала. В результате чешские граждане не обязаны продавать свою валюту Центральному банку и получили возможность оплачивать заграничные счета (например, за лечение или обучение) без предварительного разрешения ЦБ, а также вывозить за рубеж неограниченное количество национальной валюты. В последнем случае осталось в действии лишь уведомительное правило о вывозе за границу более 200 тыс. крон.
Было отменено лицензирование со стороны Чешского национального банка следующих операций:
• открытие за границей чешскими физическими или юридическими лицами собственного предприятия;
• приобретение чешскими физическими или юридическими лицами более 10% капитала зарубежного предприятия;
• предоставление кредита для финансирования заграничного дочернего предприятия чешской фирмы;
• предоставление чешскими банками кредита иностранным юридическим или физическим лицам на срок более 5 лет;
• приобретение за границей недвижимости чешскими юридическими или физическими лицами.
Однако иностранцы попрежнему не получили права прямой покупки недвижимости в Чехии; для этого им необходимо прежде открыть здесь своё предприятие. Чешское правительство опасается, что неограниченная скупка иностранцами недвижимости взвинтит цены на жильё, что вызовет серьёзные социальные последствия. Приняв новый закон, Чехия выполнила положения статьи 8 устава МВФ относительно либерализации международных расчётов, что, в свою очередь, является предпосылкой для вступления страны в ОЭСР.
Чешские предприятия и раньше активно обращались за кредитами к иностранным источникам, испросив для этого лицензию ЦБ, что, впрочем, являлось чистой формальностью. Сейчас отменена и она. Интерес к внешним источникам финансирования объясняется более выгодными условиями на международных финансовых рынках: в Чехии процентная ставка колеблется между 11 и 15%.
Проводившаяся в Чехословакии приватизация в банковском секторе началась со специализированных банков, как наименее адаптированных к обслуживанию новой клиентуры и не способствовавших развитию рыночной конкуренции. Приватизация проводилась одновременно со значительной консолидацией их дебиторских кредитов, а также с мерами по увеличению собственного капитала и резервов за счет государственных средств. Часть безнадежных долгов клиентов списана с банков за счет средств госбюджета или переоформлена в задолженность государства. В 1991 году был учрежден специальный Государственный консолидационный банк с функциями агентства по управлению долгами предприятий, принятыми от коммерческих банков государством. Благодаря принятым мерам, финансовое положение коммерческих банков с преобладающей долей государства было существенно улучшено.

Похожие статьи:

  1. Банковская система Эстонии
  2. Банковская система Монголии
  3. В Чехии задержан экс-министр экономики правительства Тимошенко Богдан Данилишин
  4. Эксперт: развитие экономики Чехии может замедлиться
  5. Банковская система Латвии

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.

Реклама
Rambler's Top100