Банковская система Италии
Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Как и в других странах, в Италии есть центральный банк — Банк Италии. Он основан в 1893 году и действует в настоящее время на основании Закона об эмиссионных банках 1910 года и Акта о Банке Италии 1936 года. Особенностью правового положения Банка Италии является то, что Конституция Италии 1947 года не содержит упоминания ни о центральном банке, ни о денежнокредитной политике (отмечается только обязанность Республики защищать сбережения). Тем самым за Банком Италии обязанности в области проведения денежнокредитной политики законодательно не закреплены.
Несмотря на это, денежнокредитная политика, конечно, разрабатывается и проводится. Ее общие направления определяются правительством. Указания правительства учитываются Межведомственным комитетом по кредитам и сбережениям (МККС), формально отвечающим за кредитную политику. В МККС входят министр финансов (председатель), министры общественных работ, сельского хозяйства, внешней торговли, бюджета, промышленности, по делам Юга и по делам ЕС. ЦБ официально является только его техническим агентом, однако практически МККС лишь подтверждает решения министра финансов и управляющего Банком Италии.
В вопросе о праве использования инструментов монетарной политики применяется дифференцированный подход. Решение о наиболее значимых инструментах — резервных требованиях и учетной ставке предварительно утверждается МККС и принимается указом министра финансов по инициативе управляющего Банком Италии. Объемы, время и технические процедуры проведения таких инструментов, как интервенции на денежном рынке, фактически находятся в полной компетенции ЦБ. Оговорка «фактически» использована в связи с тем, что формально существует самостоятельное Итальянское валютное управление, но поскольку оно возглавляется управляющим Банком Италии, то реально проводит политику ЦБ, используя его операционную структуру и даже своим балансом входит в консолидированный баланс ЦБ.
Проводя денежнокредитную политику Банк Италии активно осуществлял в 70х и начале 80х годов прямой кредитный контроль. Позднее Банк стал больше опираться на непрямые интервенции на вторичном денежном рынке. С середины 70х годов Банк Италии устанавливает ежегодные ориентиры кредитных и денежных агрегатов в их взаимодействии. Эти данные публикуются в Экономическом бюллетене Банка Италии. Ежегодные ориентиры являются частью государственного финансового планирования. В мае правительство публикует трехлетний бюджетный прогноз, осенью министр бюджета представляет парламенту макроэкономический прогноз на предстоящий год. В подготовке обоих документов ЦБ принимает самое активное участие. Прогнозы составляют основу бюджета, который утверждается парламентом до конца года.
Банк Италии является акционерным банком, он принадлежит сберегательным банкам, другим крупным коммерческим банкам, страховым компаниям, учреждениям социального обеспечения. Контроль со стороны государства за центральным банком осуществляется опосредованно — через владение контрольным пакетом акций в ряде из названных структур.
Вся власть по текущим и внутренним вопросам в Банке Италии сосредоточена в руках его управляющего, назначаемого, как правило, на длительный срок Президентом страны по представлению премьерминистра. Однако стратегические решения принимаются после обсуждения в директорате Банка, состоящем из управляющего, генерального директора и двух его заместителей. Совещания этого органа носят регулярный характер — не менее двух раз в месяц и проводятся с участием старших должностных лиц Банка Италии.
В Совет директоров банка помимо управляющего входят 13 директоров, которые избираются акционерами на срок в 3 года с правом повторного избрания. Совет директоров собирается не реже одного раза в квартал, но может заседать и чаще по инициативе управляющего или трех членов Совета. В компетенцию Совета входит решение административных вопросов и кадровые назначения.
Теоретически решения Совета директоров могут быть отменены министром финансов, который, однако, это право никогда еще не использовал. Присутствующие на заседаниях Совета представитель правительства или представитель Минфина имеют право задержать на 5 дней исполнение принятых решений, если они считают их противоречащими законодательству или уставу банка. Подчиненное положение Банка Италии по отношению к Минфину связано и с тем, что Минфин и ЦБ были разделены лишь в 1981 году. До этого ЦБ был вынужден покупать все казначейские векселя, не проданные с аукциона, обеспечивая правительству неограниченное финансирование. Теперь же Банк Италии лишь обязан предоставлять Минфину прямую кредитную линию (овердрафт) в пределах до 14% всех расходов, запланированных в бюджете. Для выдачи кредитов сверх этого объема требуется решение парламента. Даже свой внутренний ежегодный бюджет Банк Италии представляет на проверку представителю Минфина и лишь затем утверждает его на Совете директоров и общем собрании акционеров. Однако до настоящего времени представители правительства ещё ни разу не вносили протеста по бюджету ЦБ.
Банк Италии подвергается внутреннему и внешнему аудиту. Общее собрание акционеров назначает 5 аудиторов, которые проводят проверку Банка. Результаты аудита докладываются управляющему. Формально надзор за Банком осуществляется министром финансов. В этих целях министр может привлечь Постоянный комитет, состоящий из 6 членов парламента и 5 правительственных чиновников и судей. Постоянный комитет может излагать свое мнение по всему спектру вопросов — от денежной эмиссии до изменения устава ЦБ. Надзор за администрацией ЦБ министр осуществляет через правительственного инспектора, который к тому же проверяет финансовую отчетность Банка.
Похожие статьи:
Оставить комментарий
Вы должны авторизоваться для отправки комментария.