Рубрики

PostHeaderIcon Банковская система Испании

Страниц: 1 2 3 4 5

Функции центрального банка в Испании выполняет Банк Испании (БИ). В 1921 году он утратил функции обычного коммерческого банка и стал центром принятия решений в области денежнокредитной политики под руководством Министерства финансов. Позже БИ потерял даже ограниченную самостоятельность, частично восстановив её с принятием в 1980 году нового законодательства о центральном банке.
Закон 1980 года обязывал Банк Испании обеспечивать стабильность цен в согласовании с общими целями экономической политики правительства. Эта оговорка сделала ценовую стабильность практически недостижимой, что и нашло отражение в годовых темпах инфляции на уровне 10%. Лишь после принятия Маастрихтских соглашений и их воплощения в новом законодательстве о центральном банке данная норма была изменена в пользу БИ. Теперь он должен поддерживать политику правительства лишь в той степени, в какой это можно делать без влияния на стабильность национальной валюты. Отныне БИ не может получать указаний от органов исполнительной власти и имеет решающее право голоса при использовании тех или иных монетарных инструментов. В то же время Центробанк подотчётен парламенту и правительству. Управляющий БИ обязан присутствовать на заседаниях правительства и ряда парламентских комитетов, что даёт возможность оказывать на него давление и тем самым влиять на принятие решений в области денежнокредитной политики.
Управляющий БИ назначается королём Испании по представлению главы правительства сроком на 6 лет без возможности назначения на второй срок. Министр финансов информирует о предстоящем назначении парламент, однако последний не имеет права отводить предложенную кандидатуру. Уволить управляющего можно только в том случае, если он не способен выполнять свои обязанности или за серьёзный проступок. В течение двух лет после ухода со своего поста управляющий не имеет права работать в учреждениях кредитной системы. Его заместитель назначается правительством по рекомендации управляющего на тот же срок. Остальные члены Банковского совета, включая директора Казначейства, директора налогового ведомства и советников, назначаются правительством по представлению министра финансов на срок четыре года.
Частные активы членов Банковского совета находятся под жёстким контролем. Сразу после назначения они передают своё движимое имущество в доверительное управление специального института, не принимающего от них никаких инструкций. Причиной этого стали многочисленные финансовые скандалы 80—90х годов, в которых были замешаны члены руководства Центробанка. Бывший управляющий БИ М. Рубио был обвинён в укрывательстве налогов, подделке документов и злоупотреблении инсайдерской информацией.
Закон 1980 года открыл государству практически неограниченный доступ к кредитам Центробанка. Поскольку Маастрихтские соглашения категорически запрещают подобную форму финансирования бюджетного дефицита, БИ начал сокращать объём предоставляемых государству кредитов. Если в 1991 году они составили 2,8% от ВВП, то в 1992 году — только 0,1%. Однако попрежнему разрешены операции на открытом рынке, в том числе приобретение БИ государственных долговых обязательств, что теоретически позволяет обойти запрет на кредитование правительства.
Согласно действующему законодательству бюджет БИ и порядок распределения его прибыли утверждаются Минфином страны. Законодательство является основой отношений Центробанка и правительства. Степень реальной независимости Центробанка во многом определяется другими, неформально и трудно измеряемыми факторами, такими, как традиции и общие представления населения о возможностях денежнокредитной политики. До воплощения в жизнь Маастрихтских соглашений БИ был скорее инструментом правительства по управлению экономикой, нежели независимым и самостоятельным институтом. Теперь на повестке дня стоит воплощение формально достигнутой независимости в реальную жизнь. Пока в политических кругах и в обществе господствует мнение, что либеральная денежнокредитная политика стимулирует экономику и занятость, её ужесточение в целях достижения ценовой стабильности весьма проблематично. Кроме того, выполнение БИ функций фискального агента государства может привести к возникновению внутреннего конфликта с выполняемыми банком функциями гаранта ценовой стабильности.
В 1996 году БИ завершил период санации и сумел утроить свою консолидированную чистую прибыль, достигнув уровня 1994 года. Обязательства и ресурсы клиентуры выросли по сравнению с 1995 годом соответственно на 18,5% и 12,7%. БИ значительно укрепил свои позиции в сферах кредита (14,1%) и ресурсов (14,3%). За 1994—1996 годы объём сомнительных и непогашенных долгов уменьшился с 15,6 до 8 млрд фр. франков, а уровень покрытия увеличился на 30% с 66 до 96% , и даже до 120% с учётом ипотечных гарантий.

Похожие статьи:

  1. ЦБ Испании потребует от нацбанков большей прозрачности
  2. Банковская система Монголии
  3. Банковская система Литвы
  4. Банковская система Румынии
  5. Банковская система Греции

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.

Реклама
Rambler's Top100