Рубрики

PostHeaderIcon Социально-экономическая сущность налогов

Страниц: 1 2 3 4

Одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятия с государством в условиях перехода к рыночному хозяйству, становится налоговая система. Она призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий, создавая при этом равные условия всем участникам общественного производства. Налоговые методы регулирования финансово-экономических отношений в народном хозяйстве в сочетании с другими экономическими рычагами создают необходимые предпосылки для формирования и функционирования единого целостного рынка.
Налоги — обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством. Исторически они возникли с разделением общества на антагонистические классы и появлением государства.
Учение о налогах — составная часть финансовой науки, изучающей производственные отношения людей в их единстве и взаимодействии с производительными силами и надстройками. Налоги, участвуя в процессе перераспределения новой стоимости, выступают частью единого процесса воспроизводства, специфической формой производственных отношений.
В процессе формирования налоговой системы в России была осуществлена замена налога с оборота, налога с продаж на НДС и акцизы. Был модернизирован действовавший налог на прибыль. Введены налог на имущество предприятий, налоги в дорожные фонды. Расширился круг обязательных платежей предприятий. С 1 января 1992 г. в России стала действовать новая налоговая система, общие принципы построения которой определяет Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. Закон устанавливает перечень идущих в бюджетную систему страны налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также определяет права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов.
Объектами налогообложения стали прибыль (доходы), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и др.
В соответствии со ст. 2 Закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» «совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему».
Налоги в России разделены на три вида в зависимости от уровня их установления и изъятия и в соответствии с изменениями, предусмотренными в проекте налогового кодекса:
1. федеральные (на уровне России);
2. региональные (на уровне регионального органа государственной власти);
3. местные (на уровне органа местного самоуправления).
Данная трехуровневая система присуща практически всем государствам, имеющим федеральное устройство.
► Федеральные налоги. Перечень, размеры ставок, объекты налогообложения, плательщики федеральных налогов, налоговые льготы и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетные фонды устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории.
Далее приводится перечень федеральных налогов, взимаемых с предприятий и бюджеты их зачисления.
• Налог на прибыль (ФБ, РБ, МБ).
• Акцизы на отдельные группы и виды товаров (ФБ, РБ, МБ).
• Налог на добавленную стоимость (ФБ, РБ, МБ).
• Таможенная пошлина (ФБ).
• Налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ФБ, РБ, МБ).
• Акцизы на минеральное сырье (ФБ).
• Налог на пользование недрами (ФВ, РБ, МБ).
• Государственная пошлина (ФБ, РБ, МБ).
• Налог на доходы от капитала (ФБ).
• Подоходный налог (РБ, МБ).
• Социальный налог (ВБФ РФ).
• Налог на пользование объектами животного мира (ФБ, РБ, МБ).
• Водный налог (ФБ, РБ, МБ).
• Экологический налог (ФБ, РБ, МБ).
• Налог на приобретение иностранных денежных знаков (ФБ, РБ, МБ).
• Налог на использование государственной символики РФ (ФБ, РБ, МБ).
• Федеральные лицензионные сборы (ФБ).
► Региональные налоги. Такие налоги, как налог на имущество предприятий, лесной налог устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей территории. При этом конкретные ставки налогов определяются региональными органами государственной власти, если иное не будет установлено законодательными актами РФ.
Далее приводится перечень региональных налогов, взимаемых с предприятий, и бюджеты их зачислений.
• Налог на имущество предприятий (РБ, МБ).
• Лесной налог (РБ).
• Транспортный налог (ДФ).
• Региональные лицензионные сборы (РБ).
• Налог на использование региональной символики (РБ).
► Местные налоги и сборы. Из местных налогов для предприятий общеобязательны только два — земельный налог, налог на рекламу.
Они устанавливаются законодательными актами РФ. В частности, объект налогообложения, налогоплательщики, налоговые ставки и порядок зачисления сумм по земельному налогу определяются Земельным кодексом и Законом Российской Федерации «О плате за землю».
Перечень местных налогов, взимаемых с предприятий, приводится ниже.
• Земельный налог (ФБ, РБ, МБ).
• Налог с розничных продаж (МБ).
• Налог на рекламу (МБ).
• Гостиничный налог (МБ).
• Курортный сбор (МБ).
• Местные лицензионные сборы (МБ).
• Налог на использование местной символики (МБ).
К организационным принципам российской налоговой системы относятся положения, в соответствии с которыми осуществляется ее построение и структурное взаимодействие. Кроме того, организационные принципы налоговой системы обусловливают основные направления ее развития и управления.
Данные принципы закреплены преимущественно в Конституции России и в Законе об основах налоговой системы.
В настоящее время налоговой системе России соответствуют следующие организационные принципы:
1. принцип единства;
2. принцип подвижности (эластичности);
3. принцип стабильности;
4. принцип множественности налогов;
5. принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов.
► Принцип единства налоговой системы. Единство налоговой системы закреплено в ряде статей Конституции Российской Федерации, согласно которой Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики.
► Принцип подвижности. Принцип подвижности гласит, что налог и некоторые налоговые механизмы могут быть оперативно изменены в сторону уменьшения или увеличения налогового бремени в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства.
► Принцип стабильности. Согласно принципу стабильности, налоговая система должна действовать в течение ряда лет вплоть до налоговой реформы. При этом налоговая реформа должна проводиться только в исключительных случаях и в строго определенном порядке.
► Принцип множественности налогов. Данный принцип включает в себя несколько аспектов, важнейшим из которых выступает то, что налоговая система государства должна быть основана на совокупности дифференцированных налогов и объектов обложения. Комбинации различных налогов и облагаемых объектов должны образовывать такую систему, которая отвечала бы требованию перераспределения налогового бремени по плательщикам.
► Принцип исчерпывающего перечня налогов. Единое экономическое пространство России предопределяет политику Российского государства на унификацию налоговых изъятий. Этой цели служит принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов, которые могут устанавливаться органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Похожие статьи:

  1. Социально-экономическая сущность финансов
  2. В Петербурге сбор налогов в январе-августе 2010г. увеличился на 10,6% – до 187,4 млрд.руб.
  3. ФНС увеличила сбор налогов в январе-июле на 34%
  4. Налоги юридических и физических лиц
  5. «Архэнерго» за 7 мес. 2010г. перечислил в бюджеты разных уровней 197,8 млн. руб.

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.

Реклама
Rambler's Top100