Оценка нематериальных активов предприятия

Расчет стоимости нематериальных активов определяется на основе объемов выпускаемой продукции. Все НМА предприятия участвуют в формировании портфеля заказов на год, и идентифицируются по стоимости как часть от выпускаемой продукции.

На промышленном предприятии нематериальные активы (НМА) состоят из комплекса не идентифицированных активов, принадлежащих предприятию, а именно:

  • репутации компании;
  • месторасположение компании;
  • пакета заказов;
  • опыта производства (уникальный);
  • наличие патентов, лицензий;
  • техническое обслуживание.

В отличие от материальных активов (например, оценка коммерческой недвижимости) прямая оценка активов (НМА) по рыночной стоимости выполняется редко из-за сложности процесса. Специалисты оценивают пакет акций затратным и доходным подходами с различным значением стоимости по каждому из подходов. Оценка компании проводится только по материальным активам (без нематериальных активов), являющихся неотделимой частью предприятия. Если рыночная стоимость предприятия (результат оценки бизнеса) по затратному подходу меньше стоимости по доходному подходу, то разница между стоимостями представляет стоимость нематериальных активов. Таким образом, доходный подход отражает способность компании формировать заказы в объеме стоимости нематериальных активов компании.

Расчет стоимости нематериальных активов определяется на основе объемов выпускаемой продукции. Все НМА предприятия участвуют в формировании портфеля заказов на год, и идентифицируются по стоимости как часть от выпускаемой продукции. Приемлемым методом расчета стоимости является метод освобождения от роялти. Нематериальные активы неотделимы от компании, поэтому роялти капитализирует компания. Стоимость НМА равна сумме дисконтированных потенциальных роялти. Метод роялти позволяет оценщику выделить денежные потоки, относящиеся на НМА. Величина роялти привязана к выручке компании при обязательной капитализации величины платежа роялти. Чистая стоимость НМА (приведенная) равна сумме потоков (приведенного, продленного).

В печатных источниках печатается информация о роялти в классификации по видам деятельности, производимой продукции. Максимального значения роялти достигают в авиационной промышленности (6-10%). Такая величина значений роялти достигается из-за большой значимости НМА в этой отрасли, и большей оплатой за их использование. Для отраслей прочих отраслей промышленности ставки роялти составляют 1%-6%. Ставки роялти разделяются по творческому уровню интеллектуальной деятельности. По этой классификации уровень интеллектуальной деятельности создает новую отрасль деятельности. Объект интеллектуальной деятельности дает преимущество в бизнесе.

Расчет стоимости НМА выполняется по схеме:

  1. Прогнозирование объема продаж с ожидаемыми выплатами роялти на основании бизнес – плана компании на определенный период;
  2. Определение ставка роялти;
  3. Расчет потоков прибыли (дисконтированных) от выплат роялти; Области использования изобретения, риски определяют величину коэффициентов дисконтирования;
  4. Расчет приведенной стоимости потоков прибыли за период времени (суммирование). Затем рассчитывается терминальная стоимость.
  5. Рыночная стоимость НМА равна сумме величин стоимостей денежных потоков (текущих) и терминальной стоимости.

Related posts:

  1. Оценка чистых активов ПИФа
  2. Капитал предприятия
  3. В Карелии возбуждено уголовное дело по факту преднамеренного банкротства крупного предприятия
  4. В Мурманской области предприятия задолжали энергетикам более 2 млрд. руб.
  5. СЗРЦ банка ВТБ кредитует Череповецкий фанерно-мебельный комбинат на 270 млн. рублей

Добавить комментарий