Банковский маркетинг
Применение маркетинга в банковской деятельности связано с универсализацией банковской деятельности, усилением конкуренции среди коммерческих банков, появлением конкурентов в лице небанковских кредитных учреждений, оттоком денежных средств из коммерческих банков вследствие развития рынка ценных бумаг и рынка валюты. Это привело к необходимости изучения рынка банковских услуг, освоения новых видов и методов борьбы за клиента, т. е. давно используемых промышленными и торговыми компаниями методов маркетинга. Определения банковского маркетинга, встречающиеся в литературе, находятся в диапазоне от задач банка по развитию рынка до комплексной программы деятельности банка в целом. На наш взгляд, банковский маркетинг представляет собой, с одной стороны, деятельность по изучению рынка и продвижению на нем банковских услуг, с другой стороны, — деятельность банка, ориентированную на изучение и удовлетворение потребностей клиентов.
Такой подход к определению банковского маркетинга вызван Практикой работы коммерческих банков. Так, в структуре большинства крупных коммерческих банков имеются подразделения маркетинга и связей с клиентурой, которые выполняют следующие Функции: обеспечивают установление контактов с новой клиенту-Рой; способствуют развитию деловых связей; проводят аналитические исследования, связанные с внедрением новых операций и
банковских услуг; изучают рыночную конъюнктуру; оказывают организационную и консультационную помощь клиентам.
В настоящее время коммерческие банки оказывают своим кли^ ентам большой набор услуг, связанных с удовлетворением их фи. нансовых потребностей, расчетно-кассовым обслуживанием, кре-j дитованием в рублях и валюте, в том числе операции с государствен^ ными и муниципальными ценными бумагами, торговля валютой^ брокерские операции, а также услуги по трастовым операциям, лизингу, операции с недвижимостью, страхование, финансирование потребителей и инвестиционные операции, оказание консуль-тационных и посреднических услуг, связанных с банковской дея-i тельностью.
Маркетинговая деятельность коммерческих банков на рынк? банковских услуг осуществляется одновременно в двух сферах — привлечение временно свободных средств населения, предприятий и организаций и их размещение. При этом необходимо учитывать тесную связь этих сфер, поскольку одни и те же клиенты часто являются как продавцами денежных средств на время, так и покупа-телями банковских услуг, а также и акционерами банка.
Деятельность сотрудников маркетинговых служб банков вклю-чает анализ рынка банковских услуг во всех указанных его аспектах (маркетинговые исследования), разработку рекомендаций для руководства банка по принятию необходимых управленческих ре-шений, разработку плана маркетинга и осуществление мероприятий по продвижению банковских услуг и др.
При этом следует отметить, что результаты продвижения услуГ банка на рынке и его борьбы за клиентов будут зависеть от следующих условий: цены на банковские услуги (ставки процентов по депозитам и кредитам, тарифы на другие виды банковских услуг, курс покупки и продажи валюты), уровень обслуживания (отношение к клиенту, скорость обслуживания, предоставление дополнительные услуг и др.), а также предоставление новых видов банковских услуТ или нового их качества (например, возможности снятия процен4 хов по срочному вкладу) по сравнению с конкурентами. Кроме того, большое значение имеют репутация и имидж банка, внешний вид и внутреннее оформление его зданий, правильный выбор расположения отделений банка, пунктов обмена валюты и др. Решения по всем этим вопросам принимаются, естественно, руководством банка, а обязанности сотрудников банка, занимающихся маркетингом, заключаются в сборе и анализе необходимой информации, выработке рекомендаций для руководства банка по различным направлениям его деятельности и осуществлении мероприятий по продвижению (стимулированию продажи) банковских услуг своими специфическими методами.
Похожие статьи:
Оставить комментарий
Вы должны авторизоваться для отправки комментария.