Рубрики

PostHeaderIcon Гипотетически универсальная карта

8 сентября старший вице-президент Сбербанка РФ Виктор Орловский собрал журналистов на 24-м этаже офиса на улице Вавилова в Москве, чтобы рассказать о реализации проекта по созданию единой российской электронной платежной системы и универсальной платежной карты.

Этот этаж Сбербанка — для старших. Табличка рядом с лифтом позолоченными буквами подсказывает, что на этаже вместе с г-ном Орловским работают еще три старших вице-президента. И все они, как я понял, потратили часть своего рабочего времени на универсальную платежную карту. Если бы это были деньги, можно было бы даже сказать — положили на карточку. Однако Орловский заявил, что временные затраты Сбербанк в деньгах не оценивал. Но и так в проект закачано изрядно — 20 млн долларов. За пять лет банк намерен потратить на воплощение в жизнь идеи единой платежной системы в общей сложности от 100 млн до 150 млн. Из них 50—70 млн долларов пойдут на развитие технологий. Еще от 25 млн до 50 млн банк готов вложить в ОАО «Универсальная электронная карта», акционером которого он выступает совместно с банками «Уралсиб» и «Ак Барс». Акционеры подбирались из числа финансовых организаций, создавших в каком-то отдельном регионе нечто, отдаленно напоминающее универсальную платежную систему. Сбербанк, в частности, в свое время реализовал подобный проект в Астрахани.

По расчетам акционеров, инвестиции в универсальную электронную карту — как в одноименную компанию, так и в проект в целом — должны окупиться в 2016 году. На чем же планирует зарабатывать получившее статус федеральной уполномоченной организации ОАО?

Основных источников дохода у «Универсальной электронной карты», по словам Виктора Орловского, пять.

Первый — лицензирование приложений. Таких, например, как «Программа лояльности». Или «VIP-обслуживание». Или каких угодно, лишь бы они соответствовали спецификациям, разработанным ОАО «Универсальная электронная карта». Если разработчик приложения хочет его продать владельцу универсальной карты, он должен свою разработку сертифицировать. После этого приложение попадает в некий аналог магазина Apple Store. Где его может купить владелец платежной карты. «За это те, кто разрабатывает приложения, получают деньги, а мы получаем роялти за использование приложений», — обрисовал схему Орловский.

Второй источник дохода — эмиссия карт. «Мы обеспечиваем общие правила, поэтому берем маленькую комиссию за каждую выпущенную эмитентом карту. Она копейки составляет. Но так как карт будет много, чего-то там набежит», — добавил еще «пять копеек» к будущей прибыли компании Виктор Орловский.

Следующий источник — интерчейндж. Банк-эквайер получает деньги от банка-эмитента через универсальную платежную систему, соответственно что-то перепадает и владельцу системы.

Доходы от предоставления госуслуг Орловский поставил на предпоследнее место. Не случайно. Он абсолютно уверен, что государство не даст компании много заработать.

На последнем месте в списке доходов стоят информационные услуги, которые ОАО будет оказывать различным компаниям. Схему «нулевого» заработка Виктор Орловский нарисовал такую: «Гражданин получил карту в субъекте «А», а услуги получил в субъекте «Б». Соответственно, субъект «Б» должен субъекту «А» деньги заплатить. Сколько — легко считается в системе универсальной платежной карты». Вот там и будут считать. За деньги, естественно. «Поскольку тарифы определяет государство, очевидно, что оно и здесь не даст нам много заработать. В трех- или пятилетней перспективе мы, скорее всего, ничего не заработаем», — добавил Орловский.

Универсальные карты начнут выдавать в 2012 году. Работодатели, госучреждения и, возможно, банки. По заявлению. Еще через пару лет карты будут не предлагать, а, грубо говоря, навязывать. Поэтому заявление придется писать уже для того, чтобы от пластикового блага отказаться.

Универсальную карту рекламируют как «все в одном»: паспорт, водительское удостоверение, кошелек и так далее. Однако вся эта универсальность пока что «гипотетическая». Именно это слово выбрал для описания универсальных свойств платежной карты Виктор Орловский. И его можно понять. Для того чтобы различные ведомства согласились считать карточку настоящим документом, необходимо внести соответствующие поправки в законы. Чтобы расплачиваться ею за «любые» услуги, необходимо позаботиться о том, чтобы в микрочип как минимум зашили электронную цифровую подпись. Чтобы карточку принимали за границей, также необходимы договоренности. Ничего этого пока нет.

Правда, в том что касается ЭЦП, есть определенный прогресс. Связан он, как ни странно, с тем, что Орловский оформлял своего ребенка в детский сад. Вручную. То есть от руки писал заявление и ручкой его подписывал. И это старшего вице-президента Сбербанка настолько поразило, что, как я его понял, он активным образом включился в процесс изменения законодательства. И все из-за того, что у него вовремя возник резонный вопрос: «А зачем?».

«Когда мы регистрируем право собственности на недвижимость, очевидно нужна ЭЦП, — пояснил Виктор Орловский. — Потому что это юридически значимое действие. Оно должно быть заверено. Для большинства услуг ЭЦП не нужна. Она избыточна. И мы делим услуги на две категории: там, где нужно удостоверить подпись, и там, где нужно просто определить, что гражданин имеет право на получение услуги и это именно тот самый человек. Весь мир деньги выдает со счетов по ПИН-коду. Большинство услуг, менее значимых, чем выдача денег, — влево, а более значимые — вправо. И с нами согласны чиновники в правительстве. И идет работа над законом. Будет сделана ревизия. Надо отделять удостоверенную подпись от просто подписи!»

Если бы Орловский днем ранее посетил со мной подмосковный филиал Сбербанка, он бы узнал, что вопрос «А зачем?» возникает не у него одного.

«Зачем мы пришли?» — спрашивали друг у друга пенсионеры, узнавшие, что денег в банке нет.

«Будут после обеда!» — успокаивали пенсионеров операционистки.

«Мы подождем», — привычно соглашались пожилые клиенты.

«Зачем мне ваши бумажки? — кипятился дедушка, пытавшийся купить монету «Стрелец позолоченный». — Дайте монету, и я пойду!»

«Принтер опять не печатает», — грустила обслуживавшая деда кассирша.

«Ну, как всегда!» — вздыхала ее коллега.

Я, в свою очередь, недоумевал, как можно полтора часа потратить на то, чтобы подать заявку на выдачу пластиковой карты. Самой обычной. Не универсальной.

Леонид ЧУРИКОВ, Banki.ru

Источник

Похожие статьи:

  1. Поможет ли россиянам универсальная электронная карта?
  2. Сбербанк ждет роста числа клиентов на 50% из-за единой карты
  3. Сбербанк планирует в течение ближайших пяти лет инвестировать 100-150 млн долларов в развитие проекта «Универсальная электронная карта»
  4. В октябре универсальные электронные карты начнут выпускать в четырех регионах России
  5. СМП Банк предлагает банковскую карту с функцией проездного на метро

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.

Реклама
Rambler's Top100