Рубрики

PostHeaderIcon Анализ банка как потенциального партнера

Выбору надежного банка, с которым предприятие (организация) желало бы установить и развивать партнерские отношения, должен предшествовать по возможности основательный его анализ (если, конечно, у предприятия или организации есть выбор, т.е. если в соответствующем регионе действует не один банк).

Цель анализа – реалистичная оценка степени надежности банка и выявление основных проблем, связанных с надежностью, которые могут возникнуть в процессе работы предприятия (организации) с банком. Необходимо научиться формировать собственное обоснованное представление о надежности банка и его финансовом состоянии как при выборе банка, так и в процессе работы с ним. Только это может уберечь предприятие (организацию) от неприятных сюрпризов, связанных с внезапной потерей средств в обслуживающем банке. Задача эта хотя и решаемая, но достаточно сложная.

Сложность здесь связана по меньшей мере с четырьмя обстоятельствами. Во-первых, как уже отмечалось ранее, само понятие «надежность банка», отражающее взгляд на него прежде всего со стороны клиентуры, являет собой пример комплексного понятия, которое нельзя свести к каким-то элементарным и бесспорным количественным показателям. В этой связи напомним, что перечисленные в Законе «О банках и банковской деятельности» (ст. 24 и 25) способы обеспечения банком своей финансовой надежности (классификация активов и создание собственных резервов на покрытие возможных убытков, соблюдение обязательных экономических нормативов, организация внутреннего контроля и др.) хотя и верны, но явно недостаточны. О степени надежности банка приходится судить и по таким, в частности, критериям, как:

• достаточность капитала и степень рациональности его структуры;

• качество активов и пассивов банка;

• степень освоения банком более или менее широкого круга банковских операций (уровень его универсализма, показывающего в том числе уровень профессионализма кадров банка);

• мера развитости сети корреспондентских связей банка (что говорит, в частности, об авторитетности банка в банковском мире и о наличии у него больших или меньших технологических возможностей находить оптимальные маршруты проведения собственных и клиентских расчетно-платежных операций);

• степень готовности банка правильно реагировать иа изменения ситуации, наличие у него стратегии развития, адекватной объективным характеристикам той реальной экономической и социальной среды, в которой ему приходится работать (степень адаптации байка к внешним и внутренним условиям функционирования), соответствие текущих параметров деятельности банка его собственным стратегическим целям. Последнее, как уже отмечалось, можно считать важнейшим свидетельством того, что у банка приличный менеджмент и поэтому хороший потенциал устойчивости.

Во-вторых, есть много внешних факторов (макроэкономических либо связанных с состоянием дел у конкретных клиентов), которые от самих банков обычно не зависят, однако более или менее сильно и, как правило, противоречиво влияют на их деятельность и уровень надежности. Идентифицировать качественно и оценить количественно меру такого влияния крайне сложно.

В-третьих, реальная ситуация сейчас в России такова, что получить объективное представление о действительном финансовом положении банка непросто. Несовершенная практика бухгалтерского учета в банках, позволяющая их руководителям показывать выгодные для себя балансы, слабая надежда на аудиторов, чьи заключения оплачивают сами заинтересованные клиенты, недостаточная информационная открытость банков и другие факторы ставят перед предприятиями (организациями) непростую задачу. Впрочем, получить объективное представление о действительном финансовом положении предприятия (организации) еще сложнее.

В-четвертых, сложность состоит в том, что в любом случае квалифицированная оценка степени надежности банка по силам только хорошим профессионалам, которых на предприятиях (организациях), судя по всему, просто нет. На это обстоятельство следует обратить особое внимание, имея в виду, что профессионалом в данном случае можно считать только такого работника предприятия (организации), который специально и достаточно основательно изучил собственно банковское дело и организацию связей с банками.

Тем не менее организация, желающая выбрать себе банк, должна провести посильный анализ доступных ей данных об интересующем ее банке. Здесь могут быть даны следующие рекомендации.

Источниками

Похожие статьи:

  1. Анализ эффективности процентной политики коммерческого банка
  2. Анализ собственных средств (капитала) банка
  3. Специализация банка (базовые услуги отдельно взятого банка)
  4. Специализация банка (базовые услуги отдельно взятого банка)
  5. «Эксперт РА» присвоило рейтинг надежности облигационным займам банка «Петрокоммерц» на уровне «А+»

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.

Реклама
Rambler's Top100