Рубрики

PostHeaderIcon Банковская система Китая

Страниц: 1 2 3 4 5 6

Особенности построения банковской системы Китая отражают общую ситуацию в стране, в которой одновременно уживаются элементы административно-командной системы и рыночной экономики, а экономика является «социалистической рыночной». Во главе банковской системы Китая стоит Народный банк Китая (НБК), отвечающий за денежно-кредитную политику и выполняющий надзорные функции.
Закон о народном банке Китая был принят 18 марта 1995 года и вступил в силу в тот же день. Этим документом НБК объявляется Центробанком КНР, банком всех других банков и правительства, а также запрещается любое вмешательство в его деятельность.
Для обеспечения экономического роста страны и поддержания стабильного курса национальной валюты перед Центробанком поставлены следующие задачи:
• разработка и реализация денежнокредитной политики;
• выпуск денег и управление денежным обращением;
• контроль над деятельностью банковских и финансовых учреждений в соответствии с нормативными актами;
• принятие декретов и постановлений о финансовых операциях;
• хранение валютных и золотых резервов государства и управление ими;
• сбор статистических данных, проведение опросов и анализов, составление прогнозов по финансовым вопросам.
Закон дает Центробанку право:
• требовать, чтобы финансовые учреждения депонировали резервы по ставкам ЦБ;
• устанавливать базовую процентную ставку;
• переучитывать векселя финансовых учреждений, имеющих счет в ЦБ;
• предоставлять кредиты коммерческим банкам;
• покупать и продавать на открытом рынке облигации государственных займов или другие государственные облигации, а также валюту.
В качестве эмиссионного института Народный банк Китая несет полную ответственность за печатание и выпуск в обращение юаней.
ЦБ ежегодно составляет общий кредитный план, регулирующий поступление денег в народное хозяйство. Государственные коммерческие банки исходят из общего плана при составлении собственных кредитных планов, содержащих контрольные цифры по кредитованию, объему вкладов и рефинансированию центральным банком. Ставки по кредитам и вкладам устанавливаются ЦБ. Коммерческие банки проводят самостоятельную кредитную политику только в рамках средств, полученных от сверхплановых вкладов. Рефинансирование банков осуществляется НБК по варьируемым ставкам, которые не отражают реальной стоимости кредита. В связи с этим возможности комбанков по регулированию собственной ликвидности при помощи этого инструмента весьма ограниченные.
Из традиционных инструментов денежнокредитной политики используются названный выше переучет векселей и резервные требования. Резервные требования применяются к пассивам баланса, и ставки разнятся в зависимости от принадлежности вкладов юридическим или физическим лицам. Названные инструменты регулирования денежной массы недостаточно эффективны, так как переучет векселей малораспространен, а резервные требования перекрываются большими сверхнормативными резервами.
Что касается процентных ставок, традиционного в других странах инструмента денежнокредитной политики, то они не могут применительно к условиям Китая пока рассматриваться как основной инструмент ввиду неразвитости денежного рынка и невозможности сводного их установления. Однако вместе с сокращением доли госсектора в экономике процентные ставки постепенно будут выходить в ряд основных инструментов денежнокредитной политики. В этом процессе велика роль НБК, политика которого во многом определяет ставки по краткосрочным кредитам на зарождающемся межбанковском рынке.
НБК жестко подчинен Госсовету Китая и все наиболее важные решения в области денежнокредитной политики принимает лишь с его одобрения. НБК формирует денежную политику и представляет на одобрение Госсовета предложения в области регулирования денежной массы, валютного курса и процентных ставок, которые, как правило, принимаются. По заявлению председателя
Народного банка Китая, решения по установлению процентных ставок принимаются им единолично, и обычно только один или два человека в центральном банке, кроме него, заранее осведомлены. В этих решениях отражаются не только потребности финансового рынка, но и положение в различных секторах экономики, прежде всего в государственном. Так, например, в 1996 году НБК дважды прибегал к снижению процентных ставок, облегчая положение испытывающих кризис госпредприятий и одновременно уменьшая прибыли госбанков. Теоретически государство устанавливает значительные маржи между ставками по кредитам и вкладам, что в принципе должно обеспечивать банкам солидную прибыль и невозникновение процентных рисков. Однако разграничение кредитов по целям и срокам, а также отсутствие у государственных предприятий стимулов к получению прибыли ведут к ухудшению качества кредитных портфелей банков и быстрому росту дебиторской задолженности. В результате Центробанк был даже вынужден создать специальный компенсационный фонд для оказания помощи госбанкам, предоставлявшим госпредприятиям льготные кредиты. В будущем выделение льготных кредитов планируется прекратить.

Похожие статьи:

  1. Банки Китая выдали за январь – сентябрь кредиты на 976 млрд долларов
  2. Банковская система Монголии
  3. Bank of China нарастил прибыль до $4,1 млрд
  4. Банковская система Турции
  5. Банковская система Египет

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.

Реклама
Rambler's Top100