Эффективность валютного контроля и валютного регулирования
Определение эффективности валютного регулирования является обязательной составной частью управления валютными операциями. Ее можно оценить через показатели: а) открытости; б) прозрачности и в) нейтральности экономики. Эффективность валютного контроля и регулирования оценивается с использованием «затратного» и «результативного» подходов.
Открытость экономики — это отношение объема экспорта и импорту к ВВП (национальному доходу).
Более подробно характеризует экономическую политику не простая а так называемая институциональная открытость. Согласно этому (институциональному) подходу, экономика считается более открытой, если резиденты сталкиваются с меньшим числом ограничений (в том числе и валютных) при выходе на внешний рынок, так же как и нерезиденты при выходе на национальный рынок. Количественно степень институциональной открытости может быть измерена следующим отношением (чем выше Ю, тем ниже степень открытости):
10 = (Г + s + Q + F + L) /(£ + М),
где Ю — степень институциональной открытости;
Г—непрямые налоги;
S — внешнеторговые (экспортные и импортные) субсидии;
Q — тарифы;
F— валютные ограничения;
L — лицензии (квоты);
Е — экспорт;
М — импорт.
Экономика считается прозрачной, если она регулируется при помощи устоявшихся, не допускающих двоякого толкования широко известных правил законодательства (в том числе и валютного), но не указаниями органов валютного контроля. Оценка может быть получена путем отнесения числа законов и подзаконных актов к числу инструктивных писем, телеграмм, разъяснений, с которыми работают агенты валютного контроля,
P = NL,/NL2,
где Р — степень прозрачности;
Ж,, — число законов и подзаконных актов;
NL} — число инструктивных писем, телеграмм, разъяснений.
Влияние валютных ограничений на нейтральность экономики может быть оценено через отношение объема ограничений по экспорту товара (работ, услуг) и импорту капитала, с одной стороны, к импорту товара (работ, услуг) и экспорту капитала — с другой. Индекс нейтральности в этом случае
N=(S.FJ/(FmSm + d),
где N— индекс нейтральности;
Se, Sm — экспортные и импортные субсидии;
Ft, Fm — экспортные и импортные валютные ограничения;
d — разница между реальным и официальным валютными обменными курсами.
Принимая во внимание, что в приведенных формулах все показатели, кроме валютных ограничений, — константы, и сравнивая количественные значения открытости, прозрачности и нейтральности в динамике, можно определить отрицательное (или положительное) влияние валютных ограничений на экономику.
Если рассматривать изменение валютных ограничений в сравнении с изменением других показателей, то можно определить долю влияния валютных ограничений на экономику по сравнению с другими регулирующими факторами.
Эффективность валютного контроля можно оценить, используя «затратный» или «результативный» подход.
«Затратный» подход оценки эффективности предполагает оценку эффективности через отношение достигнутого результата к средствам, затраченным на его достижение.
Чем выше объемы предотвращенного нелегального движения капитала и чем ниже затраты, тем выше эффективность.
Затраты (издержки) осуществления валютного контроля — это: а) рост издержек бизнеса; б) отвлечение трудовых ресурсов банков; в) переключение внимания Центрального банка с денежнокредитной политики на валютный надзор.
«Результативный» подход оценки эффективности предполагает оценку эффективности через отношение поставленной цели к достигнутому результату.
Похожие статьи:
- Теории о необходимости осуществления валютного контроля и валютного регулирования
- Органы и агенты валютного контроля и валютного регулирования
- Компетенция таможенных органов в области валютного контроля РФ
- Причины необходимости создания эффективного валютного контроля
- Таможенные органы в области валютного контроля в мировой практике
Оставить комментарий
Вы должны авторизоваться для отправки комментария.