Рубрики

PostHeaderIcon Особенности инфляционных процессов в России

Страниц: 1 2 3

При выявлении особенностей инфляционных процессов в России следу, ет учитывать проинфляционные факторы, доставшиеся в наследство Российской Федерации от советской экономики; инфляционные последствия избранной модели рыночных реформ; специфичность осуществления про, цессов рыночной трансформации в России, методов и приемов регулирования инфляции, проведения макроэкономической политики.
Нынешней российской экономике предшествовало плановое хозяйство СССР. В связи с этим целесообразно рассмотреть важнейшие черты последнего и особенности протекания в нем инфляции.
Вопервых, в итоге шестидесятилетнего развития административно распределительной системы сложилась глубокая диспропорциональности структуры экономики: с одной стороны — устойчиво высокие темпы роста, тяжелой промышленности, производящей средства производства, с другой крайне медленный рост или даже стагнация отраслей, производящих потребительские товары (сельского хозяйства, легкой, пищевой и других отраслей промышленности). Если в 1929 г. доля продукции отраслей группы А в общем объеме промышленного производства составляла около 40%, то в 1989 г. — более 75%. Главная причина такой диспропорциональности господство государственной собственности на экономические ресурсы и конечные результаты производства. Предприятия выполняли директивные государственные плановые задания и лишь распоряжались основными фондами. Отсюда сформировались ложные критерии общественного богатства как богатства государства, а отнюдь не граждан. Государству необходимы нефть, газ, уголь, сталь, цемент, оборудование, военная техника и т. д., а вовсе не одежда, обувь, мебель и т. п. Тем самым закладывался все обострявшийся дефицит потребительских товаров. В 1989 г. на 1 рубль денежной массы, находящейся в распоряжении населения, приходилось потребительских товаров в розничной торговле на 18 копеек.
Одновременно, как это не показалось бы парадоксальным, складывался хронический дефицит и по тем же средствам производства. Причина тому t фондовое обеспечение производящих структур материальнотехническими ресурсами через систему органов Госснаба. Предприятия, с одной стороны» были заинтересованы в занижении плановых заданий по производству, поскольку показатели плана на следующий период устанавливались «от достигнутого» с непременным ростом. С другой стороны, в целях страховки предприятия завышали заявки на материальнотехнические ресурсы. Poet заявок на ресурсы приводил к иллюзии дефицита этих ресурсов, провоциро вал затратный характер хозяйствования, расточительность.
Кроме того, государственное централизованное ценообразование базировалось на ложном постулате о неисчерпаемости природных ресурсов и их де щевизне. Хотя стоимость каждой добытой тонны топливносырьевых ресур с0в за каждые 5—6 лет возрастала примерно на 30—50%, цены на них продолжали устанавливаться на неизменно заниженном уровне. Политика «дешевых ресурсов», с одной стороны, снижала эффективность мер по их рациональному использованию и маскировала ущерб, наносимый сохранением устаревших технологий их добычи, а с другой — делала невыгодным разработку и внедрение прогрессивных ресурсосберегающих технологий их переработки. Техника и потребительские товары имели высокую удельную энергоемкость и материалоемкость.
Низкий уровень внутренних цен на ресурсы создавал неверные ориентиры в сфере внешнеторговой деятельности, делал экономически выгодным экспорт именно сырья и материалов. Предприятия нередко получали от экспорта сырья больше доходов, чем от реализации изготовленной из него продукции (что было особенно характерно для лесопромышленного комплекса).
Осуществленное в 1967, 1973 и 1982 гг. значительное повышение оптовых цен на продукцию промышленности (прежде всего машиностроения) при относительно небольшом повышении закупочных цен на продукцию сельского хозяйства и сохранении практически неизменных розничных цен привели к росту дотаций для покрытия выросших издержек производства потребительских товаров и сельскохозяйственной продукции (в 1989 г. — около 20 % всех расходов государственного бюджета). К концу 1980х гг. в СССР дотации фактически перешагнули все экономически обоснованные границы и поэтому перестали стимулировать дальнейший рост производства.
Вовторых, важным фактором инфляции в советской экономике стали чрезмерность производственных капиталовложений и милитаризация. На эти цели направлялась как минимум половина входящей в ВВП конечной продукции (в ведущих западных странах — не более 25—30%).
Втретьих, вместо демонополизации в экономике СССР имел место противоположный процесс — сознательное формирование монополий крупного производства. Это было обусловлено прежде всего интересами управления предприятиями из единого центра (с сокращением числа управляемых объектов сложность управления уменьшается в геометрической прогрессии). Но имелось и теоретическое обоснование — избежание дублирования производства одной и той же продукции в целях более рационального использования ограниченных экономических ресурсов.
Результат такой политики — высочайший уровень монополизма, выражавшийся в предметной специализации предприятий. Так, по данным обследования, проведенного Госкомстатом СССР в 1989 г., из 340 групп промышленной продукции 209 производилось на предприятиях, владевших половиной союзного рынка по каждой группе, а 109— на предприятиях, Монополизировавших 90% рынка и более .

Похожие статьи:

  1. Причины и особенности проявления инфляции в России
  2. МВФ может пересмотреть прогнозы по инфляции и росту ВВП России
  3. МВФ может пересмотреть прогнозы по инфляции и росту ВВП России
  4. Типы экономических систем, особенности рыночной экономики
  5. Формы инфляции

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.

Реклама
Rambler's Top100