Рубрики

PostHeaderIcon Денежная система административно-командной экономики

Денежная система административно-командной экономики была сформирована в ходе денежной реформы 1922—1924 гг. В законодательном порядке были определены все элементы денежной системы страны (СССР):
• денежной единицей стал червонец, или 10 рублей;
• золотое содержание червонца было установлено в 1 золотник 78,24 доли чистого золота, что равнялось содержанию золота в дореволюционной золотой десятирублевой монете;
• монопольное право выпуска червонцев как банковских билетов было предоставлено Государственному банку СССР;
эмиссия червонцев осуществлялась Госбанком СССР в ходе краткосрочного кредитования народного хозяйства; .
• банковские ссуды в червонцах замещали собой, как правило, коммерческие векселя, поэтому их эмиссия ограничивалась потребностями хозяйственного оборота в платежных средствах;
• для поддержания устойчивости червонцев по отношению к золоту государство допускало в известньгх пределах обмен червонцев на золото в монетах и слитках и на устойчивую иностранную валюту;
• банковские билеты (червонцы) были кредитными деньгами не . только по форме, но и по существу, так как их эмиссия ограничив валась не только потребностями хозяйственного оборота, но и ценностями, находящимися на балансе Госбанка СССР.
К началу 1924 г. в стране начался выпуск казначейских билетов, но в связи с передачей в 1925 г. права эмиссии казначейских билетов Госбанку СССР казначейский характер сохранился лишь для эмиссии металлической монеты.
Образованная в 30-е гг., денежная система просуществовала фактически с некоторыми небольшими изменениями вплоть до распада СССР, т.е. до 1991 г.
Переход от административно-командной системы управления народным хозяйством к рыночной экономике в корне изменил представления о теории и практике планирования и регулирования денежного обращения. В условиях строгой централизации и плановой системы управления народным хозяйством понятие денежного обращения связывали только с обращением наличных денег. При плановой системе ценообразования именно в этой сфере быстрее и сильнее всего проявились экономические и социальные последствия нарушения закона денежного обращения.
Контроль за массой наличных денег осуществлялся методом прямого планирования ее величины и темпов роста. Так, путем составления кассового плана Госбанка СССР определяли потребность народного хозяйства в наличных деньгах как в целом постране, так и по регионам.
В кассовом плане устанавливалась величина наличных денег в обращении на начало и на конец планируемого периода, что позволило определить размер эмиссии или изъятия денег из обращения,
Степень обеспечения наличных денег товарами и услугами в планируемом периоде устанавливали с помощью баланса денежных доходов и расходов населения, формирование которого было связано сдвижением наличных денег. Однако данная сложная система планирования и регулирования налично-денежного обращения в стране при всей ее строгой централизации и жестком контроле за выполнением указанных планов была далеко не совершенной, так как в стране постоянно ощущался значительный разрыв между количеством наличных денег в обращении и их товарно-материальным покрытием, что порождало дефицит товаров и постоянный рост цен на потребительском рынке.

Похожие статьи:

  1. Денежная система промышленно разбитых стран
  2. Налично-денежная эмиссия
  3. Денежные реформы в России
  4. Состояние и перспективы развития денежной системы в Российской Федерации
  5. Валютная система Российской Федерации

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.

Реклама
Спасибо

+ Деньги не пахнут

Новости финансов, банковские системы, инфляция, деньги и их суть.

добавить на Яндекс
Rambler's Top100