Рубрики

PostHeaderIcon Банковские операции в стране осуществляют только получившие соответствующие лицензии кредитные организации.

В стране действует и эффективно справляется со своими, только ему присущими функциональными обязанностями и установленными полномочиями Центральный банк.

Действуют самые различные (по формам собственности, по организационно-правовым формам, размерам или масштабам деятельности, территориальному признаку, характеру деятельности и т.д.) экономически целесообразные (рентабельные) виды коммерческих банков и НКО, охватывающие все сферы национальной экономики и внешнеэкономические связи, занимающие все реально имеющиеся сегменты (ниши) рынка финансов и ссудного капитала, осуществляющие такой спектр операций, который полностью покрывает спрос субъектов экономики на банковские услуги на каждой данной территории (в каждом регионе).

Банки и другие кредитные организации регулярно и в разнообразных формах взаимодействуют в рамках законных процедур с клиентами, центральным банком и другими органами государственной власти и управления, друг с другом и со вспомогательными организациями.

Более того, перечисленные условия, имеющие преимущественно формальный, внешний характер, – это еще не все и притом не самые жесткие требования, которые должны предъявляться к качеству банковской системы. В роли таких более строгих критериальных требований выступают подтверждаемые мировой и отечественной практикой принципы формирования и функционироваиия здоровой и эффективной банковской системы. К их числу относятся следующие принципы:

• управляемости (развитие на основе прогнозирования, планирования и программирования);

• эволюционное™ (постепенность и основательность развития);

• адекватности (адекватность реальному сектору экономики и элементов банковской системы друг другу, т.е. их совместимость, согласованность действий, взаимодополняемость, единство принципов и способов работы);

• функциональной полноты (наличие всех необходимых элементов системы в нужных пропорциях);

• саморазвития (способность совершенствоваться и противостоять угрозам стабильности),

• открытости (свобода входа и выхода из банковской системы, цивилизованные отношения между элементами системы, информационная прозрачность их действий);

• эффективности (включая эффективность для клиентов и для экономики страны в целом);

• адекватного правового сопровождения. Предпоследний из названных принципов применительно к

отдельно взятому коммерческому банку в свою очередь может быть раскрыт, в частности, через следующие базовые принципы функционирования и развития банка:

- инновационной ответственности и открытости (требование к банку быть генератором и лидером в сфере хозяйственных инновационных идей и решений);

- общеэкономической устойчивости (требование к банку обеспечивать свою устойчивость даже в условиях нестабильной национальной экономики);

- партнерства с клиентом;

- реинжиниринга технологического уклада (требование к банку с учетом меняющихся условий деятельности постоянно поддерживать на современном уровне свои организационные формы и технологии работы, прежде всего технологии обслуживания клиентов);

- уважительного отношения к каждому сотруднику и развития интеллектуального потенциала персонала в целом.

Если приложить любое из перечисленных условий и критериев к отечественной банковской практике, то очевиден вывод о том, что банковская система России пока еще пребывает в своем

эскизном, черновом варианте, т.е. далека от желаемого зрелого состояния (а это означает, что такая система фактически еще отсутствует).

Практически каждый из названных ранее принципов и требований в большей или меньшей мере не выполняется отечественными банками. Именно поэтому банковский кризис, пик которого пришелся на август 1998 г., был закономерен и неизбежен. Он был, в частности, проявлением того, что совокупность действующих в России кредитных организаций еще далеко не обрела обязательных признаков органичной системы.

На сегодняшний день в России имеется относительно небольшой (как по количеству банков и их филиалов, так главным образом по капиталу, которым они располагают) и не очень доступный для клиентов банковский сектор. Естественно, он подлежит дальнейшему развитию. Главной задачей такого развития на обозримую перспективу следует считать не реформирование или совершенствование отечественной банковской системы (поскольку таковая фактически еще не создана), а именно формирование на базе банковского сектора, действующ
его в составе национальной экономики, современной целостной и эффективной банковской системы (что включает и ее реформирование и эволюционное совершенствование).

Это, впрочем, не означает, что банковский сектор и остальная российская экономика на современном этапе не соответствуют друг другу. Просто указанная главная задача относится не к одному только банковскому сектору.

Похожие статьи:

  1. Банковские операции в стране осуществляют только получившие соответствующие лицензии кредитные организации.
  2. Кредитные организации, банковские кредиты
  3. Кредитные организации депозитного типа
  4. Небанковские кредитные организации
  5. Банковские кредитные карточки

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.

Реклама
Rambler's Top100