Рубрики

PostHeaderIcon Другие виды классификации рынков

Следующим классификационным признаком является масштабность рыночного пространства. Самым крупным и всеобъемлющим является мировой рынок, включающий сферу международного обмена товарами, услугами, движение капитала, трудовых ресурсов, интеллектуального продукта.

Совокупность рынков, действующих в пределах двух или нескольких стран, называется межнациональным рынком. Внутренний, или национальный рынок существует в рамках отдельно взятой экономики согласно законам, действующим на ее территории. В рамках национального рынка по различным признакам выделяются местные, региональные рынки.

Следующий признак определяет характер функционирования рынка. При нерегулируемом рынке отсутствует государственное вмешательство в рыночный процесс. В чистом виде он существовал лишь на ранней стадии возникновения обмена. Это стихийный, саморегулируемый процесс обмена, при котором объемы продаж и цены формируются в результате прямого торга между участниками процесса купли-продажи.

Противоположностью нерегулируемого рынка является централизованно управляемый рынок, в котором и его участники, и связывающие их рыночные отношения находятся под наблюдением и контролем государства, предписывающего образ действий каждому субъекту рыночного процесса.

Полная централизация управления приводит к угасанию рыночных процессов. Поэтому в большинстве стран государство лишь регулирует рыночные процессы, устанавливая правила поведения их участников. Более активная роль государства возникает при наличии государственного сектора в экономике.

Существует такая специфическая разновидность рынка, как нелегальный, «черный» рынок. Чаще всего подобный рынок возникает как подпольная торговля товарами, свободная продажа которых запрещена законом (наркотики, оружие, порнография), либо как торговля любыми товарами, но при нарушении правил и норм торговли. Во втором случае правильнее говорить не о «черном», а о теневом рынке.

По способу торговли различают оптовый и розничный рынок. На оптовом рынке купля-продажа товаров происходит крупными партиями, это позволяет экономить на транспортировке, обслуживании покупателей. Поэтому цена при оптовых закупках ниже, чем при розничной торговле, где происходит купля-продажа единичных товаров.

Похожие статьи:

  1. Классификация рынков по виду продаваемого товара
  2. Базовые и другие услуги банков, оказываемые клиентам
  3. Базовые и другие услуги банков, оказываемые клиентам
  4. Виды денег
  5. Ценные бумаги и их виды

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.

Реклама
Спасибо

+ Деньги не пахнут

Новости финансов, банковские системы, инфляция, деньги и их суть.

добавить на Яндекс
Rambler's Top100