Взаимодействие продавцов и покупателей
Взаимодействие продавцов и покупателей в экономических системах, основанных на рыночных принципах, происходит на рынках факторов производства и на рынках товаров и услуг.
Интересы покупателей выражаются рыночным спросом, производителей — предложением. Поэтому спрос и предложение называются основными элементами рынка.
Спрос — это потребность покупателей, выраженная в денежной форме, т. е. желание, стремление покупателей приобрести на рынке данный товар в соответствии со своими потребностями и денежными средствами. Объем спроса (величина спроса) — это количество товара, которое готов купить отдельный потребитель, группа людей или все население в целом в течение определенного времени по той или иной цене данного товара при прочих равных условиях.
Между ценой и объемом спроса существует обратно-пропорциональная зависимость, выражающаяся в том, что при прочих равных условиях при повышении цены единицы товара объем спроса понижается и наоборот. Природу закона спроса можно объяснить тремя способами.
1.Первый способ состоит в использовании при объяснении закона убывающей предельной полезности блага.
Полезность — это способность благ удовлетворять потребности, т. е. удовольствие, удовлетворение приносимое данным благом. Под предельной полезностью понимается добавочная полезность, которую получает потребитель от одной дополнительно потребляемой единицы блага. При увеличении количества потребляемых благ происходит насыщение потребности покупателя, в связи с чем предельная полезность блага убывает. Снижение предельной полезности каждой дополнительной единицы блага приводит к тому, что при увеличении объема покупок покупатель будет предлагать за нее меньшую цену.
2. Второй способ обоснования закона спроса основы вается на эффекте дохода. Эффект дохода состоит в том, что при неизменном уровне дохода при снижении цены единицы блага покупатель сможет приобрести его большее количество, не отказывая себе в приобретении других благ, поэтому при уменьшении цены объем спроса возрастает.
3. Третий способ объяснения опирается на эффект замещения, который выражается в том, что при снижении цены данного блага покупатель заменяет им другие, удовлетворяющие ту же потребность, если цены на эти блага не снизились. Обратные действия этого эффекта происходят при повышении цены блага.
Помимо индивидуального спроса существует понятие рыночного, или суммарного спроса всех потребителей данного товара, предъявляемого на определенном рынке.
Похожие статьи:
- Противоречия, возникающие в рыночной системе
- Причины появления денег
- Налоговые выплаты могут помешать активности покупателей российского долгового рынка – «Номос-Банк»
- Функция денег как меры стоимости
- Основные факторы экономики
Оставить комментарий
Вы должны авторизоваться для отправки комментария.