Бюджетный процесс
Страниц: 1 2 3 4
Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Составление и исполнение бюджетов являются прерогативой органов исполнительной власти, а рассмотрение и утверждение — органов законодательной власти.
Составление проекта федерального бюджета осуществляется под руководством Правительства Российской Федерации. Федеральным собранием ежегодно принимается Федеральный закон «О порядке внесения, рассмотрения и принятия Федерального закона «О федеральном бюджете на следующий год», предусматривающий перечень документов, который должен быть представлен Правительством в Государственную Думу к определенному сроку вместе с проектом Закона о федеральном бюджете на следующий год, а также определяется порядок рассмотрения и принятия указанного закона.
Необходимость ежегодной подготовки указанного законопроекта обусловлена отсутствием постоянно действующих правил по процедуре разработки проекта федерального бюджета. Учитывая большую схожесть этих законов, в 1998 г. рассматривался законопроект по процедуре разработки проекта бюджета на постоянной основе.
Федеральным законом «О порядке внесения, рассмотрения и принятия Федерального закона «О федеральном бюджете на 1998 год» и о порядке внесения изменений и дополнений в федеральный бюджет», принятым Государственной Думой 20 июня 1997 г. и одобренным Советом Федерации 3 июля 1997 г., проект федерального бюджета на 1998 г. было предложено внести Правительству Российской Федерации до 26 августа 1997 г. одновременно со следующими документами:
• прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 1998 г.;
• основными направлениями бюджетной и налоговой политики на 1998 г.;
• прогнозом сводного финансового баланса по территории Российской Федерации на 1998 г.;
• прогнозом консолидированного бюджета Российской Федерации на 1998 г.;
• основными принципами и расчетами по взаимоотношениям федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации в 1998 г.;
• федеральными целевыми программами и федеральными программами по развитию регионов, предусмотренными к финансированию из федерального бюджета на 1998 г.;
• федеральной адресной инвестиционной программой на 1998 г.;
• программой приватизации государственных и муниципальных предприятий на 1998 г.;
• расчетами по статьям классификации доходов федерального бюджета, разделам и подразделам функциональной классификации расходов и дефициту федерального бюджета на 1998 г.;
• программой государственных внешних заимствований Российской Федерации и предоставления государственных кредитов Российской Федерацией иностранным государствам на 1998 г., структурой внешнего долга Российской Федерации по видам задолженности и с разбивкой по отдельным государствам в 1998 г.;
• структурой государственного внутреннего долга Российской Федерации и программой внутренних заимствований, предусмотренных на 1998 г. для финансирования дефицита федерального бюджета;
• другими материалами, предусмотренными Федеральным законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации».
Все эти документы должны быть подготовлены к установленному сроку и детально проработаны, а контрольные цифры бюджета согласованы.
Кроме того, тем же Федеральным законом «О порядке внесения, рассмотрения и принятия Федерального закона «О федеральном бюджете на 1998 г.» предусматривалось представление:
• оценки ожидаемого исполнения федерального бюджета за 1997 г. и консолидированного бюджета Российской Федерации за 1996 г.;
• программы предоставления средств федерального бюджета на 1998 г. на возвратной основе по каждому виду расходов и отчет о предоставлении средств на возвратной основе за 1996 г. и истекший период 1997 г.;
• поквартального распределения доходов и расходов федерального бюджета на 1998 г.;
• итогов исполнения федерального бюджета за девять месяцев 1997 г. до 1 ноября 1997 г.
Центральный банк Российской Федерации до 1 октября 1997 г. представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 1998 г.
Работа по составлению проекта бюджета*, его рассмотрению и утверждению рассчитывается на полтора года. Она начинается с составления годового прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и разработки сводного финансового баланса государства, где балансируется обеспеченность финансовыми ресурсами всех предусмотренных прогнозом мероприятий. Формируются основные направления бюджетной политики на предстоящий финансовый год** и производится расчет контрольных цифр проекта бюджета. Затем эти цифры и показатели прогноза социально-экономического развития прорабатываются на региональном уровне. По результатам проведенной работы составляются проект федерального бюджета и прогноз консолидированного бюджета Российской Федерации.
Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, т.е. частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней, которые в соответствии с бюджетным устройством являются самостоятельными. Бюджетный федерализм является основополагающим принципом бюджетно-налоговых взаимоотношений Федерации и регионов.
Бюджетное регулирование осуществляется в различных формах. Прежде всего это передача части закрепленных налоговым законодательством доходов и регулирующих доходных источников с одного уровня бюджетной системы на другой.
Оказание финансовой поддержки может производиться путем выделения дотаций или субвенций, а также предоставления средств на возвратной основе.
Если передаваемые средства вышестоящего бюджета используются на финансирование целевого мероприятия, то их называют субвенциями. Инвестиции и другие капитальные расходы производятся за счет средств федерального бюджета, когда их значимость выходит за рамки региональных интересов.
Похожие статьи:
- Функции по обслуживанию Правительства РФ
- Региональные бюджеты заработали в I полугодии 3,15 трлн рублей
- Доходная часть бюджета
- Госдума может приостановить индексацию зарплат чиновников в соответствии с инфляцией
- Госдума отклонила ЗП о наделении депутатов правом направления запросов руководителям госкорпораций
Оставить комментарий
Вы должны авторизоваться для отправки комментария.