Меры воздействия за нарушения валютного законодательства
Вопросы ответственности за нарушение валютного законодательства регулируются правовыми нормами, содержащимися в источниках финансового (Законы «О валютном регулировании и валютном контроле», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности» и др.), таможенного, административного, гражданского, уголовного права.
Согласно ст. 14 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» должностные лица юридических лицрезидентов, в том числе кредитных организаций, и юридических лицнерезидентов, а также физические лица, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную и гражданскоправовую ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Согласно Уголовному кодексу уголовно наказуемыми валютными операциями являются: а) легализация (отмывание) денежных средств, приобретенных незаконным путем (ст. 174); б) незаконное получение кредита (ст. 176); в) злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности (ст. 177); г) злоупотребления при выпуске ценных бумаг (эмиссии) (ст. 185);
д) изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст. 186);
е) изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов (ст. 187); ж) незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга (ст. 191); з) нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней (ст. 192); и) невозвращение изза границы средств в иностранной валюте (ст. 193).
Ответственность за совершение кредитными организациями правонарушения влечет за собой применение санкций, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ст. 75). К ним относятся: а) штрафы; б) ограничение проведения отдельных операций на срок до 6 месяцев; в) осуществление мероприятий по Финансовому оздоровлению; г) замена руководителей; д) реорганизация; е) изменение обязательных нормативов на срок до 6 месяцев; ж) запрет на °существление остальных банковских операций, предусмотренных лицензи еи> а также на открытие филиалов на срок до 1 года; з) назначение временной аДминистрации по управлению кредитной организацией на срок до 18 месяцев; и) отзыв лицензии на осуществление банковских операций.
Требование об уплате штрафа с указанием срока его перечисления (но не более 1 месяца), а также основания для его взыскания направляется кредитной организации в форме предписания. Если кредитная организация не выполнит в установленный срок предписание, взыскание может осуществляться в судебном порядке.
Размер штрафа устанавливается конкретным нормативным документом. Решение о применении санкции в виде взыскания штрафа с кредитной организации не принимается при наличии у нее (на момент принятия решения) отрицательного капитала и отсутствии средств на корреспондентских счетах, открытых в РКЦ и других кредитных организациях в национальной валюте. В этом случае к кредитной организации применяются другие меры воздействия.
Ограничение проведения операций обычно применяется в случае многократного (свыше 2 раз) совершения нарушений в течение 180 календарных дней после обнаружения органами валютного контроля первого нарушения. Оно может быть введено на срок до шести месяцев в зависимости от характера нарушения. Ограничение вводится предписанием Банка России .
Санкция в виде отзыва лицензии на осуществление банковских операций может быть применена Центральным банком в случаях: 1) установления недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия; 2) задержки начала осуществления банковских операций, предусмотренных лицензией, более чем на год со дня ее выдачи; 3) установления фактов недостоверности отчетных данных; 4) осуществления, в том числе однократного, банковских операций, не предусмотренных лицензией Банка России; 5) неисполнения требований федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, если в течение года к кредитной организации неоднократно применялись ранее указанные санкции; 6) неудовлетворительного финансового положения кредитной организации, неисполнения ею своих обязательств перед вкладчиками и кредиторами, являющегося основанием для подачи заявления о возбуждении в арбитражном суде производства по делу о несостоятельности (банкротстве) кредитной организации (ст. 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»). Приведенный перечень оснований для отзыва Банком России лицензий кредитных организаций на осуществление банковских операций является исчерпывающим и не подлежит расширительному истолкованию.
Резиденты — участники внешнеэкономической деятельности, нерезиденты, нарушившие положения Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», несут ответственность в виде: а) взыскания в доход госу~ дарства всего полученного по недействительным в силу данного Закона сделкам; б) взыскания в доход государства необоснованно приобретенного не по сделке.
При выявлении признаков нарушений банками таможенных правил даЯ^ ные банки, а также виновные должностные лица указанных организации подлежат привлечению к ответственности в виде штрафов в соответствии с Таможенным кодексом РФ (ст. 285, 288).
Похожие статьи:
- Президиум правительства РФ рассмотрит проект приведения законодательства о банках в соответствие с международной практикой
- Основные понятия валютного законодательства
- Органы и агенты валютного контроля и валютного регулирования
- Росфиннадзор отмечает сокращение числа нарушений валютного законодательства
- Краткая история возникновения системы валютного регулирования
Оставить комментарий
Вы должны авторизоваться для отправки комментария.